Обзор за август-сентябрь 2019 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август-сентябрь 2019 года

5 сентября состоялось очередное, 169-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, запрос депутата Государственной Думы А.В. Чепы о практике разрешения споров в сфере авторского права и смежных прав, а также о совершенствовании правового регулирования в этой сфере.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минкомсвязи России, Минтранса России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проектам федеральных законов «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет не поддержал проекты ввиду наличия концептуальных недостатков. В их числе: отсутствие предмета регулирования; предлагаемые термины не имеют никакой специфики по сравнению с однопорядковыми правовыми категориями; отсутствие необходимости для регулирования особенностей гражданско-правового положения гаражных кооперативов; противоречие правил проекта о прекращении членства в гаражном кооперативе существу потребительского кооператива; предусмотренные проектом особенности делопроизводства в гаражном кооперативе не могут составлять предмет регулирования федерального закона; порядок распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности нескольких лиц, не может определяется уставом корпорации; вопросы «поэтажной собственности» относятся к предмету регулирования ГК РФ и не должны решаться каким-либо особым образом для гаражей; недопустимость исключения из пункта 4 статьи 218 ГК РФ упоминания о дачах и гаражах и изменение правил о порядке возникновения права собственности на гараж в связи с выплатой паевого взноса; нецелесообразность данной законопроектной работы в связи с законопроектной работой Совета по совершенствованию законодательства о вещных правах;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях закрепления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств и (или) иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности». Совет пришел к выводу, что предлагаемые изменения вызывают возражения концептуального характера: федеральные законы уже содержат нормы, запрещающие выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицу, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; не установлены критерии или основания для выдвижения подозрений в причастности к террористической деятельности; необоснованность предложенных правил, их несоответствие статье 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Совет поддержал проект при условии его доработки путем изменения положений, направленных на разрушение и смешивание сфер регулирования федеральных законов, затрагиваемых проектом; дополнительной проработки вопроса о возможности со стороны жертвователя запретить или ограничить использование предоставляемых им средств на цели формирования целевого капитала; определения правового режима переданного в доверительное управление имущества, принадлежащего разным собственникам целевого капитала. Совет отметил необоснованность и не поддержал идею исключения условия о соблюдении требований об ограничении рисков при инвестировании активов целевого капитала, а также избыточность отдельных правил, их несоответствие принципу разделения функций и полномочий органов юридического лица;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части содержания государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), предусматривающему случаи «автоматического» изменения регистрирующим органом сведений о наименовании юридического лица. Совет поддержал Проект, указав на необходимость объединения данного проекта с проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части адреса юридического лица);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части приведения к единообразию практики регистрации сведений о юридическом лице в отношении его адреса как при изменении адреса юридического лица, так и при его создании. Совет поддержал Проект, указав на необходимость объединения данного проекта с проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части содержания государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Совет не поддержал проект по концептуальным соображениям (отсутствие необходимости в некоторых из предложенных изменениях; несоответствие отдельных положений проекта гражданско-правовой природе договора перевозки, а также общим принципам относительности обязательств и осуществления гражданских прав в своем интересе; отдельные положения проекта ухудшают уровень защищенности пассажиров);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона № 727851-7 «О внесении изменения в статью 235 Гражданского кодекса Российской Федерации» (о совершенствовании правового механизма принудительного взыскания задолженности по алиментам). Совет не поддержал проект в связи с отсутствием необходимости во внесении изменений в статью 235 ГК РФ для решения данной задачи;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 713218-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (в целях повышения надежности результатов актуарного оценивания). Совет в целом поддержал проект, отметив отдельные его недостатки: в пояснительной записке отсутствует описание правовых последствий дачи заведомо ложного актуарного отчета и заведомо ложного актуарного заключения, а также не указано на то, предполагается ли вносить соответствующие изменения в уголовное законодательство; не уточняются особенности рассмотрения судом заявления о признании заведомо ложными актуарного заключения и актуарного отчета;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)». Совет дал отрицательную оценку проекту, отметив, что ранее высказанные Советом замечания не учтены (см. Экспертное заключение от 19 февраля 2018 г. № 173-1/2018);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.Посмотреть приложение к заключению
10) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 189 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части отмены доверенности, совершенной в форме электронного документа), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 4 июня 2019 г. № 188-2.2/2019). Совет в целом подержал проект, обратив внимание, что отмеченные ранее недостатки устранены не полностью;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по вопросу о практике разрешения споров в сфере авторского права и смежных прав, а также о совершенствовании правового регулирования в этой сфере. Совет проанализировал соответствующие предложения ряда предпринимателей и признал их необоснованными;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?