Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за ноябрь 2013 года
25 ноября состоялось очередное, 110-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минэкономразвитием России и Минфином России.
По законопроектам Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Совет не поддержал законопроект, указав на то, что он выходит за пределы названной в пояснительной записке цели (усовершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сделав его максимально прозрачным и понятным), не имеет единой концепции и характеризуется низким уровнем юридической техники, не учитывает проводимой реформы гражданского законодательства. Совет дал критическую оценку частноправовым и публично-правовым нормам, а также отметил, что законопроект затрагивает интересы всех граждан и хозяйствующих субъектов и нуждается в широком общественном обсуждении; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд» Совет принял отрицательное заключение, указав, что законопроект не может быть поддержан по причине его концептуальной непроработанности, а также в связи с наличием обоснованных подозрений в том, что многие положения законопроекта могут привести к массовому нарушению гарантированных Конституцией РФ прав и охраняемых законами РФ интересов граждан и юридических лиц, не ограниченному никакими территориальными пределами и не оправданному действительно публичными интересами (государственными или муниципальными нуждами); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 339951-6 «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», направленному на приведение данного Закона в соответствие со статьей 1151 ГК РФ, Совет дал положительное заключение; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в пункт 3 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статью 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части изменения порядка оплаты уставного капитала)», согласно которому срок оплаты уставного капитала не может превышать 2-х месяцев с момента государственной регистрации общества. Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав, в частности на то, что предлагаемые правила противоречат основным функциям уставного капитала (обеспечение стартового капитала для деятельности общества и гарантий прав его кредиторов) и Концепции развития гражданского законодательства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий». Совет поддержал концепцию законопроекта, одновременно высказав по нему ряд существенных замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 168903-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части учета сделок с круглыми лесоматериалами». Совет поддержал концепцию законопроекта и одновременно отметил, что законопроект содержит недостатки, ранее выявленные Советом при рассмотрении проекта федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. Экспертное заключение от 09.07.2012). В их числе: нецелесообразность при отсутствии серьезного экономического обоснования регулирования отношений, связанных с оборотом только круглых лесоматериалов; отсутствие строгого контроля оборота древесины в любом виде; недопустимость запрета купли-продажи и иных возмездных сделок с круглыми лесоматериалами, полученными гражданами при осуществлении ими заготовки древесины для собственных нужд; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства», предусматривающему возможность для субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлять заготовку древесины по договору купли-продажи лесных насаждений без предоставления земельного участка покупателю. Совет поддержал концепцию законопроекта и одновременно отметил его недостатки в части определения размера платы по договору купли-продажи, а также неполноту перечня подзаконных актов, подлежащих изменению в случае принятия законопроекта в качестве федерального закона; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные акты законодательства Российской Федерации в части получения права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными учреждениями», направленному на совершенствование процедуры организации работ по обеспечению санитарной безопасности в лесах и воспроизводству лесов, перераспределение полномочий между РФ и субъектами РФ, наделение специализированных государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений правом выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без размещения заказов на выполнение таких работ, а также осуществлению лесного семеноводства. Совет не поддержал законопроект, поскольку он необоснованно ограничивает конкуренцию, создавая конкурентные преимущества для отдельных участников гражданского оборота, а также имеет ряд существенных юридико-технических недостатков; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков для заготовки древесины». Совет поддержал концепцию законопроекта и одновременно отметил его недостатки в части определения критериев допуска заинтересованных лиц к участию в конкурсе, объема сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении конкурса, в части отказа от проведения конкурса, а также правовых последствий объявления конкурса несостоявшимся; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 72, 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», разработанному с целью совершенствования порядка заключения договоров аренды лесных участков посредством введения в законодательство норм, предусматривающих оформление этих договоров в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Совет пришел к выводу о том, что законопроект содержит недостатки, ранее выявленные Советом при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 72, 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», который был поддержан с учетом высказанных замечаний (см. Экспертное заключение от 30.09.2013 № 121-6/2013); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |