Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за март 2021 года
25 марта состоялось очередное, 178-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минсельхозом России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минюстом России.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также в части определения ценных и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения». Совет не поддержал законопроекты ввиду наличия недостатков концептуального характера. В частности, предложенное изменение ГК РФ не соответствует функции Кодекса как системообразующего законодательного акта; предлагаемые правила неоправданно ограничивают права собственности; ГК РФ допускает применение правил о приобретении бесхозяйных вещей только к вещам, но не к правам на них; введение в закон особого предписания о порядке приобретения бесхозяйных долей в праве собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения вызовет правовую неопределенность; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Совет в целом поддержал концепцию проекта. Совет предложил уточнить правила проекта об обязательном проведении социально-психологического обследования потенциальных усыновителей и их супругов, а также правила, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства по оказанию помощи в форме сопровождения семьям, принявшим детей на воспитание. Совет отметил, что предусмотренные проектом дополнительные ограничения и требования к личности усыновителя и опекуна (попечителя) существенно ограничивают объем правоспособности физических лиц. Положения проекта вступают в противоречие с конституционным принципом равенства граждан, поскольку создадут разные условия реализации права граждан на семью в зависимости от личности супруга усыновителя и опекуна (попечителя), от наличия родства с ребенком, от периода времени, прошедшего с момента его усыновления или принятия под опеку (попечительство). Совет также не поддержал проект в части возможности восстановления опеки (попечительства) в случае отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» в части снятия запрета для дочерних акционерных обществ основных акционерных обществ, сто процентов акций которых находится в собственности государства, на участие в их уставных капиталах в качестве единственного акционера другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица. Совет не поддержал проект в представленной редакции, поскольку он в определенных случаях фактически лишает силы положения ГК РФ. Совет также предложил закрепить в гражданском законодательстве дополнительные гарантии защиты прав кредиторов дочернего общества, единственным учредителем которого является государственная компания; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования процедуры проведения оценки заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве» Совет отметил, что проект не содержит положений, относящихся к сфере частного права; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части уточнения положений, устанавливающих права и обязанности, в том числе требования при заключении и исполнении договоров на проведение оценки», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 15 октября 2020 г. № 203–9/2020). Совет пришел к выводу, что его замечания учтены частично и об актуальности ранее высказанных замечаний (об отсутствии достаточного обоснования изменения порядка взыскания убытков с оценщиков и оценочных компаний; об отсутствии положений, направленных на обеспечение конфиденциальности информации в отношении имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям), а также высказал новое замечание, касающееся требований к оценщикам при оценке государственного и муниципального имущества; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 713218-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения надежности результатов актуарного оценивания), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 5 сентября 2019 г. № 190-8/2019). Совет признал, что не все замечания Совета учтены и проект нуждается в доработке (необходимо установить последствия признания актуарного заключения заведомо ложным с позиций уголовного права, а также внести ясность в процедуры рассмотрения судом заявления о признании актуарного заключения заведомо ложным); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях) (см. экспертные заключения от 17 октября 2016 г. № 158-2/2016, от 25 августа 2020 г. № 201/оп-4/2020, от 17 декабря 2020 г. № 204-9/2020). Совет поддержал проект; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в части субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 25 августа 2020 г. № 201/оп-1/2020). Совет оценил положительно расширение случаев субсидиарной ответственности собственников имущества автономных учреждений. При этом Совет вновь обратил внимание на необходимость включить в проект положения о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества автономного или бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора, и по всем обязательствам перед гражданами для всех случаев возникновения таких обязательств, а не только в случае ликвидации учреждения, а также рассмотреть вопрос о возможности введения дополнительных, в том числе компенсационных, механизмов, направленных на обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. Кроме того, на заседании Совет одобрил подготовленный рабочей группой Совета проект федерального закона «О внесении изменений в статью 181.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». х х х 1 марта Исследовательский центр частного права и Совет провели X Международную научно-практическую конференцию «Гражданское право России. Итоги года». В рамках конференции с докладами выступили ученые-цивилисты, в том числе члены Совета: Г.А. Гаджиев (тема доклада: «О Постановлении Конституционного Суда от 26 ноября 2020 года»), Б.М. Гонгало (тема доклада: Совершенствование семейного законодательства»), Л.Ю. Михеева (тема доклада: «Феномен специальных законов в системе гражданского законодательства: законы в обход ГК?»), Л.А. Новоселова (тема доклада: «Цифровизация оборота и позиция законодателя: куда мы идем?»), Е.А. Павлова (тема доклада: «Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации в процессе изменений»), Е.А. Суханов (тема доклада: «Законопроекты о вещных правах»), А.М. Ширвиндт (тема доклада: «Реформа Гражданского кодекса Российской Федерации в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации») |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |