Обзор за декабрь 2021 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за декабрь 2021 года

23 декабря состоялось очередное, 185-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Минэкономразвития России и Минкультуры России.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании правового регулирования международных фондов, создаваемых на территории специальных административных районов). Совет поддержал идею деофшоризации российской экономики и привлечения в нее инвестиций, в том числе посредством совершенствования законодательства, одновременно высказав по проекту концептуальные замечания. В их числе: включение в российское законодательство конструкций организационно-правовых форм международного общественно полезного фонда и международного личного фонда не должно осуществляться «в обход» положений ГК РФ о личных фондах; отсутствие в проекте требований, предъявляемых к учредителю международного личного фонда и международного наследственного фонда; ошибочность предлагаемых правил о формировании имущества за счет различных источников, а не только за счет личного имущества учредителя; отсутствие в проекте необходимых положений о международном личном фонде (об ответственности учредителя, о правах выгодоприобретателей личного фонда и др.); неясность отдельных положений проекта (например, о статусе третьих лиц, наделенных правами и обязанностями в связи с созданием международного личного фонда; о заверениях об отсутствии производства по делу о банкротстве в отношении учредителя личного фонда или самого иностранного личного фонда);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (о создании правового механизма, предотвращающего вхождение в состав органов управления публичных акционерных обществ недобросовестных лиц, а также о недопущении недобросовестной коммерческой практики). Совет поддержал идею недопущения назначения (избрания) в состав органов управления публичных обществ недобросовестных лиц, однако принял по проекту отрицательное заключение в связи с принципиальными недостатками проекта. В их числе: игнорирование действующих правил, ограничивающих участие в органах юридических лиц; наличие в проекте некорректных норм, допускающих пожизненный запрет на занятие должностей в органах управления публичных обществ. Кроме того, Совет не согласился с предложением установить в отношении лиц, привлекавшихся к субсидиарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», безусловный запрет на участие в органах управления. Другим недостатком проекта является отсутствие правил об ответственности за сокрытие от публичного общества информации о несоответствии лица установленным требованиям, а также правил о последствиях для публичного общества, которое обладало соответствующей информацией, но не предприняло действий по прекращению отношений с этим лицом или приостановлению его полномочий, а равно не исключило такого претендента из списка кандидатур перед голосованием. В проекте отсутствуют правила о действительности решений, принятых органами публичного общества в период, когда в их состав входило лицо, сокрывшее информацию о его несоответствии установленным требованиям. Совет также отметил несоответствие проекта цели его разработки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (о возможности хозяйственных обществ страховать за свой счет гражданскую ответственность членов органов управления и (или) работников, выполняющих в хозяйственном обществе управленческие функции), рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 27 мая 2021 г. № 209-1/2021). Совет вновь не поддержал проекты, поскольку они по-прежнему вызывают замечания принципиального характера, ранее высказанные Советом как по ранее разработанным, так и по новым положениям проектов (неудачное решение вопроса о возможности страхования ответственности должностных лиц любых видов юридических лиц; спорное положение, согласно которому страхование ответственности должностных лиц осуществляется за счет юридического лица, но в пользу его должностных лиц; не поддержаны изменения, согласно которым суброгация не применяется к договору страхования ответственности должностных лиц; избыточность и казуистичность положений проекта о страховом случае по договору страхования ответственности должностных лиц и др.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о признании художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 23 сентября 2021 г. № 211-2/2021). Совет в целом поддержал проект, отметив возможное возникновение сложностей при толковании содержания используемых в проекте понятий и установления их соотношения, а также обратил внимание на отсутствие положений о введении в действие предлагаемого изменения и необходимость изучить вопрос о том, как повлияет предложенное изменение статьи 1263 ГК РФ на применение минимальных ставок вознаграждения авторам кинематографических произведений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

Кроме того, Совет по своей инициативе на заседании 23 декабря рассмотрел вопрос о единых требованиях к систематизации норм права в кодифицированных актах и об используемой в них законодательной технике и принял решение о структуре проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В решении Совет обратил внимание на основные требования к систематизации норм права в кодифицированных актах, а также на формальную (структурную) сторону проекта КоАП, отметив разграничение процессуального административного права (см. проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и материального права в области административных правонарушений. Совет отметил, что не все характеристики проекта КоАП в полной мере отвечают свойствам кодифицированного акта (неудачно расположены нормы, описывающие полномочия юрисдикционных органов). По мнению Совета, в проекте КоАП целесообразно установить запрет на изменение Кодекса посредством принятия федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования, отличный от предмета кодифицированного акта. Совет обратил внимание на необходимость структурной переработки проекта КоАП (в частности, Совет не согласился с включением в текст нового кодифицированного акта примечаний к статьям) и на необходимость обеспечить соответствие структуры проекта Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).

с Решением Совета вы можете ознакомиться здесь

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?