Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за октябрь 2013 года
21 октября состоялось очередное, 109-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Минфином России.
По законопроектам Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему обязательное преобразование некоммерческих пенсионных фондов в акционерные общества и определяющему особенности гражданско-правового положения и деятельности акционерных пенсионных фондов. Совет не высказал принципиальных возражений относительно возможного изменения статуса этих фондов. В то же время в своем заключении Совет отметил ряд существенных замечаний по законопроекту, не позволяющих дать ему положительную оценку. В числе таких замечаний: отсутствие требуемого особого порядка формирования прибыли общества, который бы исключал возможность ее распределения в ущерб способности фонда платить по своим социальным обязательствам; нецелесообразность обязательного акционирования фондов; несогласованность с законопроектом № 47538-6/2 о внесении изменений в ГК РФ; ущемление прав кредиторов акционерного фонда при уменьшении его уставного капитала; замечания в части формирования органов акционерного пенсионного фонда и регулирования вопросов определения размера уставного капитала акционерного пенсионного фонда при его создании путем преобразования и долей акционеров; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона № 340551-6 «О внесении изменений в статьи 72 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации», направленному (в предусмотренных им случаях) на создание оснований для одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также на введение дополнительного основания для отказа в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка — наличие у заявителя на дату поступления от него заявки на участие в торгах задолженности по внесению платы за использование лесов. Совет пришел к выводу о том, что законопроект не вызывает возражений правового характера, но представляется недостаточно эффективным с точки зрения достижения целей, ради которых он подготовлен; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 272857-6 «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Совет поддержал законопроект, предусматривающий установление сроков аренды государственных и муниципальных сельскохозяйственных земель, а также право арендатора при заключении договора аренды этих земель без проведения торгов самостоятельно определять срок договора; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части порядка выплаты дивидендов акционерными обществами». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, поскольку в основе его концепции лежит полный отказ от определения дивидендов как части прибыли, а также отметил в своем заключении другие его недостатки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», целью которого является создание инвалидам по зрению равных условий с другими гражданами в реализации гражданских прав. Совет в четвертый раз дал отрицательную оценку законопроекту (см. заключения от 25.06.2012, 24.12.2012 и 08.07.2013), поскольку предлагаемые им меры не только не защитят права и охраняемые законом интересы инвалидов по зрению, а, наоборот, создадут возможность злоупотреблений со стороны различных лиц (служащих кредитной или иной организации) и обмана инвалидов по зрению; законопроект основан на концептуально неверном подходе и не решает поставленных задач; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленному на приведение терминологии, использованной в отдельных законодательных актах, в соответствие с указанным Законом, Совет принял заключение без замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, на заседании Совета рассмотрен проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», внесенный в Совет Общественной палатой Российской Федерации. По основаниям, изложенным в экспертном заключении, Совет пришел к выводу о том, что проект поправок в части распространения его действия на отношения в сфере интеллектуальной собственности не может быть поддержан ввиду концептуальной ошибочности предложенной модели регулирования и ее противоречия действующему гражданскому законодательству; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |