Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май-июль 2019 года
4 июня состоялось очередное, 167-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).
Заседание Совета прошло в Екатеринбурге в расширенном составе в рамках научно-практической конференции «25 лет со дня принятия Гражданского кодекса Российской Федерации».
На заседании заслушаны и обсуждены доклады членов Совета В.В.Витрянского «О ходе работы рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах» и Л.А.Новоселовой: «Основные направления развития законодательства о цифровых правах».
Кроме того, на заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Также на заседании Совет обсудил проблемы, связанные с использованием электронной цифровой подписи.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в целях устранения ограничений развития института правового регулирования правил оборота прав на программы для ЭВМ и базы данных в условиях цифровой экономики). Совет концептуально поддержал проект, высказав ряд замечаний: по предложенной терминологии; в части перенесения в статью 1261 из статьи 1260 ГК РФ определения базы данных; а также включения новых пунктов, касающихся создания версий компьютерных программ (баз данных) и некоторых особенностей лицензионных договоров в отношении предоставления права использования компьютерной программы или базы данных. Совет также отметил отсутствие необходимости в отдельных предложенных в проекте правилах; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части отмены доверенности, совершенной в форме электронного документа). Совет не поддержал проект, выразив сомнение в том, что «длительный» отзыв доверенности, подписанной с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, представляет особую проблему, отличную от проблемы отзыва традиционной «бумажной» доверенности, а также выразил сомнение в целесообразности упомянутой в проекте информационной системе. Кроме того, Совет отметил несогласованность предлагаемых правил с правилами статьи 160 ГК РФ; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части защиты жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 21 марта 2019 г. № 186-5/2019). Совет поддержал проект, отметив отсутствие необходимости включения в статью 86 СК РФ прямого указания о возможности взыскания дополнительных расходов на жилье (с учетом всех названных в проектируемой норме конкретных обстоятельств); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления права детям, проживающим в одной семье, преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры). Совет поддержал проект, отметив целесообразность внесения корреспондирующих проектируемым положениям СК РФ поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
х х х
20 июня состоялось очередное, 168-е, заседание Совета, на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, поставленные на обсуждение Советом по собственной инициативе.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минвостокразвития России, Минкультуры России, Минстроя России, Минтранса России, Минэкономразвития России, ФАС России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления особенностей заключения и расторжения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он противоречит конституционному принципу единства экономического пространства Российской Федерации, а также не согласуется с рядом конституционных норм, гарантирующих свободу конкуренции, равенство прав участников оборота и недопустимость монополизации. Кроме того, отсутствует необходимость в предложенных законодательных изменениях (проблема может быть решена путем включения в договоры аренды лесных участков соответствующих условий). Проект не содержит адекватного правового решения задачи, поставленной его разработчиками, выбранный путь решения задачи не может быть одобрен; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики). Совет не поддержал проекты, высказав по ним ряд существенных замечаний. В их числе: отсутствие в пояснительных записках обоснования предложенных правил, неопределенность самих правил; принятие проекта в качестве федерального закона может привести к ограничению свободы экономической деятельности; неудачно сформулирован терминологический аппарат («владение программой», «сетевой эффект», «доверенное лицо»); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (в части переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме)» и «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Совет не поддержал проекты, поскольку они содержат множество противоречий и недостатков как концептуального, так и юридико-технического характера, составлены небрежно, сопроводительные материалы к ним неинформативны; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части порядка распределения доходов от штрафов за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения, платным участкам такой автомобильной дороги». Совет дал отрицательную оценку проектам, высказав, в частности, несогласие с идей об административной ответственности за неоплаченный проезд по платной автодороге, поскольку в основе отношений, связанных с движением по такой автомобильной дороге, лежит гражданско-правовой договор, за нарушение которого должна наступать не административная, а гражданско-правовая ответственность; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 94 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества)». Совет признал проект о внесении изменений ГК РФ нуждающимся в переработке, поскольку нормы проекта о внесении изменений в специальный закон уточняют только момент перехода доли в случае заявления участника о выходе из общества и не меняют иных положений пункта 2 статьи 94 ГК РФ. Кроме того, Совет отметил, что регулирование ключевых институтов корпоративного права должно сохраняться на уровне ГК РФ, иначе утрачивается значение Кодекса как базового законодательного акта в сфере регулирования корпоративных отношений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования порядка признания земельных долей невостребованными). Совет не поддержал проект, поскольку предлагаемый порядок приобретения органами местного самоуправления права собственности в отношении земельных долей, признанных невостребованными, сокращение сроков опубликования списка невостребованных долей приведет к нарушению баланса частных и коллективных интересов участников долевой собственности. Совет высказался против внесудебного порядка приобретения органами местного самоуправления права собственности в отношении земельных долей, признанных невостребованными, а также обратил внимание на неполноту предлагаемых проектом законодательных решений, что приведет к правовой неопределенности в случае принятия проекта в качестве федерального закона; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 343379-7 «О внесении изменения в статью 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения оснований, допускающих поворот решения суда). Совет в целом поддержал проект, отметив необходимость его доработки, поскольку в предложенной редакции поворот исполнения судебных актов, отмененных (измененных) в кассационном или надзорном порядке, будет по-прежнему осуществляться в судебной практике, исходя из ограничительного толкования понятия «возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца»; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», посвященному защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» Совет принял положительное заключение; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленному на повышение эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию. Аналогичные проекты ранее рассматривались Советом (см. экспертные заключения от 4 мая 2018 г. № 176/оп-1/2015, 1 ноября 2018 г. № 181-6/2018, 21 марта 2019 г. № 186-8.1/2019). Ранее высказанные Советом замечания принципиального характера по проектам не учтены (об ограничении размера неустойки, подлежащей выплате при несоблюдении срока возврата страховой премии (ее части); о неопределенности имущественных отношений страховщика и страхователя по поводу оснащения транспортного средства телематическим устройством; о некорректном указании на привлечение к ответственности страхователя – юридического лица за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена лишь для физических лиц; о произвольном изменении тарифов страховщиками с учетом факторов, которые определяются ими самими и не поддаются прогнозированию со стороны лиц, заключающих договоры обязательного страхования). На этом основании Совет дал отрицательную оценку проекту; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части уточнения оснований для выдачи разрешения Правительством Российской Федерации на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия правообладателя в интересах защиты жизни и здоровья граждан), направленному в Совет повторно (см. Экспертное заключение от 23 апреля 2018 г. № 175-8/2018). Совет не поддержал проект, поскольку он требует доработки в связи с неудачным использованием терминологии; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
11) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части гражданского оборота объектов речного порта). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту (см. Экспертное заключение от 1 ноября 2018 г. № 181-8/2018), поскольку он не учитывает большинства замечаний Совета и по-прежнему страдает указанными Советом недостатками (в части обязанности приобретателей имущества речного порта привести его в удовлетворительное состояние и использовать по назначению, регулирования отношений в сфере приватизации имущества речных портов, находящегося в неудовлетворительном состоянии; отсутствие механизмов защиты публичного интереса в восстановлении инфраструктуры внутреннего водного транспорта и ее использовании по назначению и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12) по проекту федерального закона № 690192-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизма охотхозяйственного соглашения). Совет не поддержал проект по концептуальным причинам: предлагаемая конструкция – продление с лицом охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона – нарушает принцип защиты конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; не соответствует антикоррупционным подходам к формированию законодательства; неопределенность предлагаемых правил; введение отдельного порядка проведения торгов необоснованно; предлагаемые правовые решения способны привести к ограничению конкуренции и к росту коррупциогенных факторов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
13) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности Федерации» (в части принудительного изъятия земельных участков и прекращения прав на земельные участки при использовании земельных участков с нарушением требований пожарной безопасности). Совет высказался резко против проектов ввиду их противоречия Конституции Российской Федерации, ГК РФ, а также общего низкого уровня концептуальной, юридико-технической и эмпирической проработки предлагаемых решений. Совет обратил внимание, в частности, на антиконституционность предложенной модели изъятия земельных участков; предусмотренные проектом санкции несоразмерны последствиям предполагаемых нарушений; проект не достигает заявленной цели и не решает задачи «устранения негативных последствий для жизни, здоровья и имущества людей»; в проекте под «изъятием» понимается продажа с публичных торгов, что представляется глубоко ошибочным; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |