Обзор за май-июль 2019 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май-июль 2019 года

4 июня состоялось очередное, 167-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).

Заседание Совета прошло в Екатеринбурге в расширенном составе в рамках научно-практической конференции «25 лет со дня принятия Гражданского кодекса Российской Федерации».

На заседании заслушаны и обсуждены доклады членов Совета В.В.Витрянского «О ходе работы рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах» и Л.А.Новоселовой: «Основные направления развития законодательства о цифровых правах».

Кроме того, на заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Также на заседании Совет обсудил проблемы, связанные с использованием электронной цифровой подписи.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в целях устранения ограничений развития института правового регулирования правил оборота прав на программы для ЭВМ и базы данных в условиях цифровой экономики). Совет концептуально поддержал проект, высказав ряд замечаний: по предложенной терминологии; в части перенесения в статью 1261 из статьи 1260 ГК РФ определения базы данных; а также включения новых пунктов, касающихся создания версий компьютерных программ (баз данных) и некоторых особенностей лицензионных договоров в отношении предоставления права использования компьютерной программы или базы данных. Совет также отметил отсутствие необходимости в отдельных предложенных в проекте правилах;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части отмены доверенности, совершенной в форме электронного документа). Совет не поддержал проект, выразив сомнение в том, что «длительный» отзыв доверенности, подписанной с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, представляет особую проблему, отличную от проблемы отзыва традиционной «бумажной» доверенности, а также выразил сомнение в целесообразности упомянутой в проекте информационной системе. Кроме того, Совет отметил несогласованность предлагаемых правил с правилами статьи 160 ГК РФ;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части защиты жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 21 марта 2019 г. № 186-5/2019). Совет поддержал проект, отметив отсутствие необходимости включения в статью 86 СК РФ прямого указания о возможности взыскания дополнительных расходов на жилье (с учетом всех названных в проектируемой норме конкретных обстоятельств);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления права детям, проживающим в одной семье, преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры). Совет поддержал проект, отметив целесообразность внесения корреспондирующих проектируемым положениям СК РФ поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

х  х  х

20 июня состоялось очередное, 168-е, заседание Совета, на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, поставленные на обсуждение Советом по собственной инициативе.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минвостокразвития России, Минкультуры России, Минстроя России, Минтранса России, Минэкономразвития России, ФАС России, научных и иных организаций.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления особенностей заключения и расторжения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он противоречит конституционному принципу единства экономического пространства Российской Федерации, а также не согласуется с рядом конституционных норм, гарантирующих свободу конкуренции, равенство прав участников оборота и недопустимость монополизации. Кроме того, отсутствует необходимость в предложенных законодательных изменениях (проблема может быть решена путем включения в договоры аренды лесных участков соответствующих условий). Проект не содержит адекватного правового решения задачи, поставленной его разработчиками, выбранный путь решения задачи не может быть одобрен;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики). Совет не поддержал проекты, высказав по ним ряд существенных замечаний. В их числе: отсутствие в пояснительных записках обоснования предложенных правил, неопределенность самих правил; принятие проекта в качестве федерального закона может привести к ограничению свободы экономической деятельности; неудачно сформулирован терминологический аппарат («владение программой», «сетевой эффект», «доверенное лицо»);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (в части переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме)» и «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Совет не поддержал проекты, поскольку они содержат множество противоречий и недостатков как концептуального, так и юридико-технического характера, составлены небрежно, сопроводительные материалы к ним неинформативны;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части порядка распределения доходов от штрафов за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования федерального значения, платным участкам такой автомобильной дороги». Совет дал отрицательную оценку проектам, высказав, в частности, несогласие с идей об административной ответственности за неоплаченный проезд по платной автодороге, поскольку в основе отношений, связанных с движением по такой автомобильной дороге, лежит гражданско-правовой договор, за нарушение которого должна наступать не административная, а гражданско-правовая ответственность;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 94 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества)». Совет признал проект о внесении изменений ГК РФ нуждающимся в переработке, поскольку нормы проекта о внесении изменений в специальный закон уточняют только момент перехода доли в случае заявления участника о выходе из общества и не меняют иных положений пункта 2 статьи 94 ГК РФ. Кроме того, Совет отметил, что регулирование ключевых институтов корпоративного права должно сохраняться на уровне ГК РФ, иначе утрачивается значение Кодекса как базового законодательного акта в сфере регулирования корпоративных отношений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования порядка признания земельных долей невостребованными). Совет не поддержал проект, поскольку предлагаемый порядок приобретения органами местного самоуправления права собственности в отношении земельных долей, признанных невостребованными, сокращение сроков опубликования списка невостребованных долей приведет к нарушению баланса частных и коллективных интересов участников долевой собственности. Совет высказался против внесудебного порядка приобретения органами местного самоуправления права собственности в отношении земельных долей, признанных невостребованными, а также обратил внимание на неполноту предлагаемых проектом законодательных решений, что приведет к правовой неопределенности в случае принятия проекта в качестве федерального закона;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона № 343379-7 «О внесении изменения в статью 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения оснований, допускающих поворот решения суда). Совет в целом поддержал проект, отметив необходимость его доработки, поскольку в предложенной редакции поворот исполнения судебных актов, отмененных (измененных) в кассационном или надзорном порядке, будет по-прежнему осуществляться в судебной практике, исходя из ограничительного толкования понятия «возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца»;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», посвященному защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» Совет принял положительное заключение;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленному на повышение эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию. Аналогичные проекты ранее рассматривались Советом (см. экспертные заключения от 4 мая 2018 г. № 176/оп-1/2015, 1 ноября 2018 г. № 181-6/2018, 21 марта 2019 г. № 186-8.1/2019). Ранее высказанные Советом замечания принципиального характера по проектам не учтены (об ограничении размера неустойки, подлежащей выплате при несоблюдении срока возврата страховой премии (ее части); о неопределенности имущественных отношений страховщика и страхователя по поводу оснащения транспортного средства телематическим устройством; о некорректном указании на привлечение к ответственности страхователя – юридического лица за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена лишь для физических лиц; о произвольном изменении тарифов страховщиками с учетом факторов, которые определяются ими самими и не поддаются прогнозированию со стороны лиц, заключающих договоры обязательного страхования). На этом основании Совет дал отрицательную оценку проекту;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
10) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части уточнения оснований для выдачи разрешения Правительством Российской Федерации на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия правообладателя в интересах защиты жизни и здоровья граждан), направленному в Совет повторно (см. Экспертное заключение от 23 апреля 2018 г. № 175-8/2018). Совет не поддержал проект, поскольку он требует доработки в связи с неудачным использованием терминологии;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части гражданского оборота объектов речного порта). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту (см. Экспертное заключение от 1 ноября 2018 г. № 181-8/2018), поскольку он не учитывает большинства замечаний Совета и по-прежнему страдает указанными Советом недостатками (в части обязанности приобретателей имущества речного порта привести его в удовлетворительное состояние и использовать по назначению, регулирования отношений в сфере приватизации имущества речных портов, находящегося в неудовлетворительном состоянии; отсутствие механизмов защиты публичного интереса в восстановлении инфраструктуры внутреннего водного транспорта и ее использовании по назначению и пр.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12) по проекту федерального закона № 690192-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизма охотхозяйственного соглашения). Совет не поддержал проект по концептуальным причинам: предлагаемая конструкция – продление с лицом охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона – нарушает принцип защиты конкуренции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; не соответствует антикоррупционным подходам к формированию законодательства; неопределенность предлагаемых правил; введение отдельного порядка проведения торгов необоснованно; предлагаемые правовые решения способны привести к ограничению конкуренции и к росту коррупциогенных факторов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
13) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности Федерации» (в части принудительного изъятия земельных участков и прекращения прав на земельные участки при использовании земельных участков с нарушением требований пожарной безопасности). Совет высказался резко против проектов ввиду их противоречия Конституции Российской Федерации, ГК РФ, а также общего низкого уровня концептуальной, юридико-технической и эмпирической проработки предлагаемых решений. Совет обратил внимание, в частности, на антиконституционность предложенной модели изъятия земельных участков; предусмотренные проектом санкции несоразмерны последствиям предполагаемых нарушений; проект не достигает заявленной цели и не решает задачи «устранения негативных последствий для жизни, здоровья и имущества людей»; в проекте под «изъятием» понимается продажа с публичных торгов, что представляется глубоко ошибочным;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?