Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь 2020 года
9 января состоялось очередное, 173-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов и поправки к ним, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по поправкам Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Совет дал отрицательную оценку поправкам, предусматривающим возможность возложения полномочий законного представителя на некоммерческую организацию, в которую недееспособный или не полностью дееспособный гражданин не помещен под надзор. По мнению Совета, поправки не дают ответа на значимый для регулирования данных отношений вопрос о разграничении обязанностей и взаимодействии «соопекунов». Не проработаны нормы о требованиях к организациям, действующим в сфере опеки и попечительства, и ее работникам. Не поддержано Советом предложение о заключении органом опеки и попечительства с социально ориентированной некоммерческой организацией соглашения о взаимодействии, предметом которого будет осуществление указанной организацией отдельных полномочий органа опеки и попечительства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования регулирования распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации с использованием информационных систем». Совет не поддержал проект, поскольку неясна цель предложенных в нем правил, и не приводится их обоснование. Предусмотрена замена административных регламентов Роспатента и ряда нормативных актов Правительства Российской Федерации и отдельных федеральных министерств, что прямо не вытекает из проекта. Отсутствует четкое понимание правовых последствий введения информационных систем, содержащих сведения о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации, о правах и обременениях на них; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях (в части разных типов акций)». Совет не поддержал проект в связи с отсутствием обоснования необходимости допустить выпуск акций с разным объемом прав именно в международных компаниях. Проект не учитывает практические проблемы, возникающие при применении непропорциональных моделей в зарубежных правопорядках, не обеспечивает минимальный, с точки зрения российского законодательства, уровень защиты прав акционеров международных компаний. В проекте отсутствуют положения, устанавливающие невозможность (запрет) публичного обращения многоголосых акций. Не продуман вопрос обеспечения защиты интересов владельцев акций с ограниченными правами. Предлагаемая возможность установить в уставе ограничения на отчуждение акций определенного типа третьим лицам путем получения согласия на это определенного органа управления общества либо акционеров, владеющих акциями всех или нескольких типов, противоречит природе публичного общества и пункту 5 статьи 97 ГК РФ; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» (в части уточнения условий ликвидации государственных (муниципальных) учреждений)». Совет дал отрицательную оценку проекту в ввиду замечаний концептуального характера. В их числе: отсутствие необходимости в принятии проекта в качестве федерального закона, поскольку предложенные правила являются юридически избыточными; направленность проекта на закрепление в качестве основания для ликвидации учреждения факта нарушения соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления своей прямой обязанности; применение проекта приведет к устранению конкуренции, а в перспективе – к росту цен на соответствующие услуги; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по поправкам Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 451589-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части перераспределения полномочий по распоряжению денежными средствами, поступающими во временное распоряжение Федеральной службы судебных приставов)» и по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 860.11 Гражданского кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 34.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Совет поддержал проекты, предложив их разработчикам обосновать необходимость распространения предлагаемых правил на счета для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение судов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Совет вновь дал отрицательную оценку проекту (см. экспертные заключения от 26 января 2009 г. № 66, от 30 марта 2015 г. № 140-1/2015 и от 21 февраля 2019 г. № 185-7/2019), отметив, что не все ранее высказанные Советом принципиальные замечания учтены. Продолжают оставаться актуальными замечания, касающиеся: понятийного аппарата; правил о заключении и расторжении соглашения об организации прямого смешанного сообщения, определении его существенных условий; положений об ответственности перевозчика; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, Совет повторно (см. Экспертное заключение от 18 апреля 2019 г. № 187-4/2019) рассмотрел вопрос о гражданско-правовом положении территориальных общественных самоуправлений (ТОС). По мнению Совета, задача установления особенностей регулирования деятельности ТОС, не относящихся к предмету гражданско-правового регулирования, должна решаться не путем изменения ГК РФ, а путем изменения иных законодательных актов (пункт 6 статьи 50 ГК РФ).
х х х.
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |