Обзор за январь 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь 2020 года

9 января состоялось очередное, 173-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов и поправки к ним, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.

 

Совет принял экспертные заключения:

1) по поправкам Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Совет дал отрицательную оценку поправкам, предусматривающим возможность возложения полномочий законного представителя на некоммерческую организацию, в которую недееспособный или не полностью дееспособный гражданин не помещен под надзор. По мнению Совета, поправки не дают ответа на значимый для регулирования данных отношений вопрос о разграничении обязанностей и взаимодействии «соопекунов». Не проработаны нормы о требованиях к организациям, действующим в сфере опеки и попечительства, и ее работникам. Не поддержано Советом предложение о заключении органом опеки и попечительства с социально ориентированной некоммерческой организацией соглашения о взаимодействии, предметом которого будет осуществление указанной организацией отдельных полномочий органа опеки и попечительства;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования регулирования распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации с использованием информационных систем». Совет не поддержал проект, поскольку неясна цель предложенных в нем правил, и не приводится их обоснование. Предусмотрена замена административных регламентов Роспатента и ряда нормативных актов Правительства Российской Федерации и отдельных федеральных министерств, что прямо не вытекает из проекта. Отсутствует четкое понимание правовых последствий введения информационных систем, содержащих сведения о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации, о правах и обременениях на них;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях (в части разных типов акций)». Совет не поддержал проект в связи с отсутствием обоснования необходимости допустить выпуск акций с разным объемом прав именно в международных компаниях. Проект не учитывает практические проблемы, возникающие при применении непропорциональных моделей в зарубежных правопорядках, не обеспечивает минимальный, с точки зрения российского законодательства, уровень защиты прав акционеров международных компаний. В проекте отсутствуют положения, устанавливающие невозможность (запрет) публичного обращения многоголосых акций. Не продуман вопрос обеспечения защиты интересов владельцев акций с ограниченными правами. Предлагаемая возможность установить в уставе ограничения на отчуждение акций определенного типа третьим лицам путем получения согласия на это определенного органа управления общества либо акционеров, владеющих акциями всех или нескольких типов, противоречит природе публичного общества и пункту 5 статьи 97 ГК РФ;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» (в части уточнения условий ликвидации государственных (муниципальных) учреждений)». Совет дал отрицательную оценку проекту в ввиду замечаний концептуального характера. В их числе: отсутствие необходимости в принятии проекта в качестве федерального закона, поскольку предложенные правила являются юридически избыточными; направленность проекта на закрепление в качестве основания для ликвидации учреждения факта нарушения соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления своей прямой обязанности; применение проекта приведет к устранению конкуренции, а в перспективе – к росту цен на соответствующие услуги;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по поправкам Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 451589-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части перераспределения полномочий по распоряжению денежными средствами, поступающими во временное распоряжение Федеральной службы судебных приставов)» и по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 860.11 Гражданского кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 34.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Совет поддержал проекты, предложив их разработчикам обосновать необходимость распространения предлагаемых правил на счета для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение судов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Совет вновь дал отрицательную оценку проекту (см. экспертные заключения от 26 января 2009 г. № 66, от 30 марта 2015 г. № 140-1/2015 и от 21 февраля 2019 г. № 185-7/2019), отметив, что не все ранее высказанные Советом принципиальные замечания учтены. Продолжают оставаться актуальными замечания, касающиеся: понятийного аппарата; правил о заключении и расторжении соглашения об организации прямого смешанного сообщения, определении его существенных условий; положений об ответственности перевозчика;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Кроме того, Совет повторно (см. Экспертное заключение от 18 апреля 2019 г. № 187-4/2019) рассмотрел вопрос о гражданско-правовом положении территориальных общественных самоуправлений (ТОС). По мнению Совета, задача установления особенностей регулирования деятельности ТОС, не относящихся к предмету гражданско-правового регулирования, должна решаться не путем изменения ГК РФ, а путем изменения иных законодательных актов (пункт 6 статьи 50 ГК РФ).

х х х.

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?