Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за октябрь 2020 года
15 октября в режиме видеоконференцсвязи состоялось очередное, 175-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).
На заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 925889-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о реестре лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также о реестре уведомлений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме). Совет не поддержал проект в связи с замечаниями к нему в части механизма формирования реестра сведений о гражданах, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности; необычайно широкого круга лиц, которым предоставлено право на получение сведений, содержащихся в реестре сведений о гражданах, признанных судом недееспособными и ограниченными в дееспособности; а также в связи с рядом замечаний юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления территориями опережающего социально-экономического развития, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток, а также повышения эффективности инвестиционной деятельности на территории Дальнего Востока». Совет поддержал проект, высказав замечания по предложенному порядку установления публичного сервитута; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения)» в целях обеспечения рационального использования соответствующих земельных участков, не используемых их собственниками по целевому назначению. Совет поддержал проект, высказав по нему замечания в части исчисления сроков возникновения основания для изъятия земельных участков, не используемых по целевому назначению; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 963432-7 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части установления обязательств по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах). Совет в целом поддержал проект, но только при условии его доработки с учетом высказанных принципиальных замечаний. В их числе: неопределенность предмета действия и дублирующий характер его положений; недопустимость установления в ЖК РФ административной ответственности; неудачное определение круга лиц, за действия которых отвечает собственник жилого и нежилого помещения; неопределенность характеристики нарушения тишины; закрепление положений об ответственности за ущерб, причиненный общему имуществу многоквартирного дома, без учета положений ГК РФ о гражданско-правовой ответственности и практики их применения; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проектам федеральных законов № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», № 989011-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» и № 989013-7 «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» (об уточнении правил об опеке). Совет дал отрицательную оценку проектам по соображениям концептуального характера. Совет подчеркнул ошибочное противопоставление в проектах интересов семьи в целом и отдельных ее членов; необоснованный отказ от закрепления в семейном законодательстве универсального принципа добросовестности в пользу презумпции добросовестности родителей; спорность предложенной терминологии и ее введения в СК РФ; дублирование нормами основного проекта норм СК РФ и иных законодательных актов. Кроме того, Совет отметил принципиальные недостатки предусмотренных проектами соглашений: соглашение о временном пребывании ребенка в организации, заключаемое между родителями, организацией и органом опеки и попечительства, социальный контракт и договор об осуществлении опеки (попечительства), а также необоснованность их существования, не поддержал переквалификацию существующих мер защиты прав детей в меры ответственности. Совет не поддержал изменение таких мер защиты прав ребенка, как лишение и ограничение родительских прав, а также положения, регулирующие порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, высказал ряд иных существенных замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку предложенные правила не обеспечивают в должной степени имущественные и жилищные права граждан и во многих аспектах не позволяют улучшить жилищные условия граждан. Предлагаемый механизм выбора лица, ответственного и за строительство новых домов, и за переселение граждан, и за снос старых домов, и за обновление городской среды, не создает необходимых правовых гарантий надлежащего исполнения этим лицом своих обязательств, что ставит под сомнение возможность достижения цели качественного обновления городской среды предлагаемыми проектом средствами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона федерального закона «О внесении изменения в статью 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части снижения размера компенсации на нарушение исключительного права на товарный знак). Совет пришел к выводу, что проект требует концептуальной доработки и не может быть поддержан, поскольку внесение изменений только в норму, касающуюся компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, будет воспринято таким образом, что новое правило касается только товарных знаков. Кроме того, для сохранения актуальности рассматриваемых в проекте форм расчета компенсации, необходимо установить более жесткие и понятные критерии для случаев, в которых суды могут снижать размер компенсации до однократного размера стоимости товара или стоимости права; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона № 719463-7 «О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет дал отрицательную оценку проекту, отметив, в частности, что введение в законодательство каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, пользующихся фермерской привилегией, не следует из положений Международной конвенции по охране селекционных достижений (Париж, 1961, Женева, 1972, 1978, 1991) и может привести к необоснованному ограничению прав одних субъектов в сравнении с другими; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части уточнения положений, устанавливающих права и обязанности, в том числе требования при заключении и исполнении договоров на проведение оценки», подготовленному в целях защиты прав и законных интересов потребителей и заказчиков оценочных услуг, в том числе, при заключении договоров на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Совет не поддержал проект, поскольку он требует концептуальной переработки. По мнению Совета, отсутствует обоснование предлагаемых проектом правил, вместо внесения изменений в законодательство, поставленные разработчиками проекта цели могут быть достигнуты путем активизации деятельности саморегулируемых организаций; сомнительна целесообразность выделения в особую категорию договоров об оценке объектов, принадлежащих полностью или частично публичным собственникам; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в части предоставления возможности заключения долгосрочных договоров на оказание услуг с использованием судов атомного ледокольного флота, в том числе услуг ледокольной проводки судна по Северному морскому пути)». Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с отсутствием в нем необходимости. По мнению Совета, предложенное регулирование является избыточным и вносит неопределенность в сложившуюся в морском праве терминологию и систему договоров; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
11) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части обеспечения возможности общения ребенка с лицами, не являющимися его родственниками» и «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 29 ноября 2018 г. № 182-6/2018). Совет вновь дал отрицательную оценку проектам, констатировав, что проекты не учитывают в достаточной мере замечания, высказанные Советом. Совет наряду с юридико-техническими недостатками проекта отметил, что наличие одной лишь эмоциональной привязанности ребенка к человеку, не входящему или не входившему ранее в круг членов семьи ребенка, не должно и не может стать основанием для предоставления такому постороннему лицу возможности добиваться в принудительном порядке общения с ребенком; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12.1) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 22 июня 2020 г. № 198/оп-1/2020). Совет сделал вывод, что проекты могут быть поддержаны при условии их доработки в соответствии с высказанными замечаниями. Совет отметил, что в статье 235 ГК РФ не может быть решен вопрос об обращении в доход государства безналичных денежных средств, а реализация органами прокуратуры возлагаемых на них обязанностей по проверке источников происхождения денежных средств лица, подозреваемого в коррупции, потребует дополнения иных нормативных актова; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12.2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ранее рассмотренному Советом (см. экспертные заключения от 1 ноября 2018 г. № 181-4/2018 и от 18 апреля 2019 г. № 187-6/2019. Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, поскольку большинство замечаний Совета, в том числе принципиального характера, сохраняют актуальность, в частности, относительно требований к банковским гарантиям, созданию особого режима участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочных процедурах; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12.3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства», ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 21 марта 2019 г. № 186-2/2019) и получившему в целом положительную оценку. Совет поддержал проект, отметив сохраняющие актуальность замечания, касающиеся получения концессионером платы только до того момента, пока не достигнута «точка безубыточности проекта», и установления права, но не обязанности уполномоченного лица указать в конкурсной документации на возмещение расходов инициатору заключения концессионного соглашения победителем конкурса; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |