Обзор за октябрь 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за октябрь 2020 года

15 октября в режиме видеоконференцсвязи состоялось очередное, 175-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).

На заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проекту федерального закона № 925889-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о реестре лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также о реестре уведомлений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме). Совет не поддержал проект в связи с замечаниями к нему в части механизма формирования реестра сведений о гражданах, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности; необычайно широкого круга лиц, которым предоставлено право на получение сведений, содержащихся в реестре сведений о гражданах, признанных судом недееспособными и ограниченными в дееспособности; а также в связи с рядом замечаний юридико-технического характера;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления территориями опережающего социально-экономического развития, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток, а также повышения эффективности инвестиционной деятельности на территории Дальнего Востока». Совет поддержал проект, высказав замечания по предложенному порядку установления публичного сервитута;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения)» в целях обеспечения рационального использования соответствующих земельных участков, не используемых их собственниками по целевому назначению. Совет поддержал проект, высказав по нему замечания в части исчисления сроков возникновения основания для изъятия земельных участков, не используемых по целевому назначению;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 963432-7 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части установления обязательств по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах). Совет в целом поддержал проект, но только при условии его доработки с учетом высказанных принципиальных замечаний. В их числе: неопределенность предмета действия и дублирующий характер его положений; недопустимость установления в ЖК РФ административной ответственности; неудачное определение круга лиц, за действия которых отвечает собственник жилого и нежилого помещения; неопределенность характеристики нарушения тишины; закрепление положений об ответственности за ущерб, причиненный общему имуществу многоквартирного дома, без учета положений ГК РФ о гражданско-правовой ответственности и практики их применения;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проектам федеральных законов № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи», № 989011-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» и № 989013-7 «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» (об уточнении правил об опеке). Совет дал отрицательную оценку проектам по соображениям концептуального характера. Совет подчеркнул ошибочное противопоставление в проектах интересов семьи в целом и отдельных ее членов; необоснованный отказ от закрепления в семейном законодательстве универсального принципа добросовестности в пользу презумпции добросовестности родителей; спорность предложенной терминологии и ее введения в СК РФ; дублирование нормами основного проекта норм СК РФ и иных законодательных актов. Кроме того, Совет отметил принципиальные недостатки предусмотренных проектами соглашений: соглашение о временном пребывании ребенка в организации, заключаемое между родителями, организацией и органом опеки и попечительства, социальный контракт и договор об осуществлении опеки (попечительства), а также необоснованность их существования, не поддержал переквалификацию существующих мер защиты прав детей в меры ответственности. Совет не поддержал изменение таких мер защиты прав ребенка, как лишение и ограничение родительских прав, а также положения, регулирующие порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, высказал ряд иных существенных замечаний;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку предложенные правила не обеспечивают в должной степени имущественные и жилищные права граждан и во многих аспектах не позволяют улучшить жилищные условия граждан. Предлагаемый механизм выбора лица, ответственного и за строительство новых домов, и за переселение граждан, и за снос старых домов, и за обновление городской среды, не создает необходимых правовых гарантий надлежащего исполнения этим лицом своих обязательств, что ставит под сомнение возможность достижения цели качественного обновления городской среды предлагаемыми проектом средствами;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона федерального закона «О внесении изменения в статью 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части снижения размера компенсации на нарушение исключительного права на товарный знак). Совет пришел к выводу, что проект требует концептуальной доработки и не может быть поддержан, поскольку внесение изменений только в норму, касающуюся компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, будет воспринято таким образом, что новое правило касается только товарных знаков. Кроме того, для сохранения актуальности рассматриваемых в проекте форм расчета компенсации, необходимо установить более жесткие и понятные критерии для случаев, в которых суды могут снижать размер компенсации до однократного размера стоимости товара или стоимости права;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 719463-7 «О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет дал отрицательную оценку проекту, отметив, в частности, что введение в законодательство каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, пользующихся фермерской привилегией, не следует из положений Международной конвенции по охране селекционных достижений (Париж, 1961, Женева, 1972, 1978, 1991) и может привести к необоснованному ограничению прав одних субъектов в сравнении с другими;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части уточнения положений, устанавливающих права и обязанности, в том числе требования при заключении и исполнении договоров на проведение оценки», подготовленному в целях защиты прав и законных интересов потребителей и заказчиков оценочных услуг, в том числе, при заключении договоров на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Совет не поддержал проект, поскольку он требует концептуальной переработки. По мнению Совета, отсутствует обоснование предлагаемых проектом правил, вместо внесения изменений в законодательство, поставленные разработчиками проекта цели могут быть достигнуты путем активизации деятельности саморегулируемых организаций; сомнительна целесообразность выделения в особую категорию договоров об оценке объектов, принадлежащих полностью или частично публичным собственникам;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
10) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в части предоставления возможности заключения долгосрочных договоров на оказание услуг с использованием судов атомного ледокольного флота, в том числе услуг ледокольной проводки судна по Северному морскому пути)». Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с отсутствием в нем необходимости. По мнению Совета, предложенное регулирование является избыточным и вносит неопределенность в сложившуюся в морском праве терминологию и систему договоров;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части обеспечения возможности общения ребенка с лицами, не являющимися его родственниками» и «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 29 ноября 2018 г. № 182-6/2018). Совет вновь дал отрицательную оценку проектам, констатировав, что проекты не учитывают в достаточной мере замечания, высказанные Советом. Совет наряду с юридико-техническими недостатками проекта отметил, что наличие одной лишь эмоциональной привязанности ребенка к человеку, не входящему или не входившему ранее в круг членов семьи ребенка, не должно и не может стать основанием для предоставления такому постороннему лицу возможности добиваться в принудительном порядке общения с ребенком;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12.1) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 22 июня 2020 г. № 198/оп-1/2020). Совет сделал вывод, что проекты могут быть поддержаны при условии их доработки в соответствии с высказанными замечаниями. Совет отметил, что в статье 235 ГК РФ не может быть решен вопрос об обращении в доход государства безналичных денежных средств, а реализация органами прокуратуры возлагаемых на них обязанностей по проверке источников происхождения денежных средств лица, подозреваемого в коррупции, потребует дополнения иных нормативных актова;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12.2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ранее рассмотренному Советом (см. экспертные заключения от 1 ноября 2018 г. № 181-4/2018 и от 18 апреля 2019 г. № 187-6/2019. Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, поскольку большинство замечаний Совета, в том числе принципиального характера, сохраняют актуальность, в частности, относительно требований к банковским гарантиям, созданию особого режима участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочных процедурах;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12.3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства», ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 21 марта 2019 г. № 186-2/2019) и получившему в целом положительную оценку. Совет поддержал проект, отметив сохраняющие актуальность замечания, касающиеся получения концессионером платы только до того момента, пока не достигнута «точка безубыточности проекта», и установления права, но не обязанности уполномоченного лица указать в конкурсной документации на возмещение расходов инициатору заключения концессионного соглашения победителем конкурса;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?