Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за ноябрь — декабрь 2020 года
17 декабря в режиме видеоконференцсвязи состоялось очередное, 176-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).
На заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе». Совет не поддержал проекты, отметив, что они не решают задачи пересмотра сложившегося в законодательстве и судебной практике подхода к понятию недвижимости как вещи и как гражданско-правового режима, не оперируют ни понятием, ни конструкцией единого объекта недвижимости. В ГК РФ вводятся понятия и категории технического свойства, что в отсутствие принципиально важных положений о едином объекте усугубит существующую ситуацию, поскольку многократно умножит раздробленность так называемых недвижимосте», внесет крайнюю путаницу в правовое регулирование, в правоотношения и судебную практику. Кроме того, Совет высказал целый ряд принципиальных замечаний по многим положениям проектов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», основной целью которого является закрепление в ГК РФ обязанности соответствующих федеральных органов принимать участие в деятельности целого ряда информационных систем с разным составом участников и разными правилами, с тем чтобы через эти системы оказывались те государственные услуги, которые находятся в компетенции этих федеральных органов. При этом неясно, будет ли деятельность таких информационных систем осуществляться за плату, и будет ли эта плата отличаться от размера действующих в этой сфере пошлин. Совет выявил ряд недостатков, связанных с регулированием распределенных реестров, а также обратил внимание на недостаточную проработку поправок, связанных с товарными знаками (см. также Экспертное заключение от 9 января 2020 г. № 194-2/2020); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли (ведения списка участников общества) регистратором», в соответствии с которыми отдельные категорий ООО могут передать ведение списка участников общества регистратору и отказаться от нотариальной формы сделок с долями общества, используя «подтверждение» сделок регистратором. Совет с данным предложением не согласился. В то же время Совет предложил обсудить вопрос о замене обязательного удостоверения сделок с долями в уставном капитале ООО на иной механизм их оформления при сохранении надлежащего уровня защиты интересов участников ООО за счет проверки полномочий сторон сделки, принадлежности предмета сделки одной из сторон и отсутствия обременений этого предмета; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающим освобождение непубличных акционерных обществ от проведения обязательного ежегодного аудита своей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Совет в целом поддержал данную идею, высказав при этом отдельные замечания: необоснованное исключение возможности привлечения непубличным обществом для проведения аудита индивидуального аудитора; несоответствие проекта пояснительной записке; технический характер поправок, не меняющих смысла существующей нормы; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона № 909895-7 «О внесении изменения в статью 954 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому при заключении договора страхования страховщик обязан проинформировать страхователя (выгодоприобретателя) о размере подлежащей уплате страховой премии. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он фактически носит декларативный характер, т.к. на практике получатели страховых услуг вряд ли смогут обосновать возникновение у них убытков вследствие нарушения страховщиком указанной обязанности; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов». Совет не поддержал проект по многочисленным концептуальным причинам, в их числе: противоречие проекта международным договорам; преждевременность проекта (до разработки международных стандартов работы автономных судов Международной морской организацией); отсутствие норм, определяющих механизм идентификации судовладельцев и специалистов, управляющих автономными судами, а также норм, регулирующих вопрос о признании квалификационных требований к иностранным специалистам; понятийный аппарат проекта расходится с тенденциями международного регулирования эксплуатации автономных судов, является некорректным и частично избыточным; низкий уровень проработки положений о том, какие лица несут обязанности, связанные с безопасной эксплуатацией автономных судов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях), рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 17 октября 2016 г. № 158-2/2016 и от 25 августа 2020 г. № 201/оп-4/2020). Совет поддержал проект с учетом необходимости его юридико-технической доработки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 25 августа 2020 г. № 201/оп-3/2020). Совет отметил необходимость системного переосмысления всех актов, регулирующих так называемые закупочные и контрактные отношения, и подготовки концепции совершенствования законодательства в этой сфере; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 1 ноября 2018 г. № 181-4/2018, 18 апреля 2019 г. № 187-6/2019, 15 октября 2020 г. № 203-13.2/2020). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, подчеркнув, что не учтено большинство принципиальных замечаний Совета, в частности, относительно требований к банковским гарантиям, созданию особого режима участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочных процедурах. Кроме того, Совет отметил новые юридико-технические погрешности в измененном тексте проекта; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |