Обзор за ноябрь-декабрь 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за ноябрь — декабрь 2020 года

17 декабря в режиме видеоконференцсвязи состоялось очередное, 176-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет).

На заседании рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

 

Совет принял экспертные заключения:

 

1) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе». Совет не поддержал проекты, отметив, что они не решают задачи пересмотра сложившегося в законодательстве и судебной практике подхода к понятию недвижимости как вещи и как гражданско-правового режима, не оперируют ни понятием, ни конструкцией единого объекта недвижимости. В ГК РФ вводятся понятия и категории технического свойства, что в отсутствие принципиально важных положений о едином объекте усугубит существующую ситуацию, поскольку многократно умножит раздробленность так называемых недвижимосте», внесет крайнюю путаницу в правовое регулирование, в правоотношения и судебную практику. Кроме того, Совет высказал целый ряд принципиальных замечаний по многим положениям проектов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», основной целью которого является закрепление в ГК РФ обязанности соответствующих федеральных органов принимать участие в деятельности целого ряда информационных систем с разным составом участников и разными правилами, с тем чтобы через эти системы оказывались те государственные услуги, которые находятся в компетенции этих федеральных органов. При этом неясно, будет ли деятельность таких информационных систем осуществляться за плату, и будет ли эта плата отличаться от размера действующих в этой сфере пошлин. Совет выявил ряд недостатков, связанных с регулированием распределенных реестров, а также обратил внимание на недостаточную проработку поправок, связанных с товарными знаками (см. также Экспертное заключение от 9 января 2020 г. № 194-2/2020);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли (ведения списка участников общества) регистратором», в соответствии с которыми отдельные категорий ООО могут передать ведение списка участников общества регистратору и отказаться от нотариальной формы сделок с долями общества, используя «подтверждение» сделок регистратором. Совет с данным предложением не согласился. В то же время Совет предложил обсудить вопрос о замене обязательного удостоверения сделок с долями в уставном капитале ООО на иной механизм их оформления при сохранении надлежащего уровня защиты интересов участников ООО за счет проверки полномочий сторон сделки, принадлежности предмета сделки одной из сторон и отсутствия обременений этого предмета;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающим освобождение непубличных акционерных обществ от проведения обязательного ежегодного аудита своей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Совет в целом поддержал данную идею, высказав при этом отдельные замечания: необоснованное исключение возможности привлечения непубличным обществом для проведения аудита индивидуального аудитора; несоответствие проекта пояснительной записке; технический характер поправок, не меняющих смысла существующей нормы;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона № 909895-7 «О внесении изменения в статью 954 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому при заключении договора страхования страховщик обязан проинформировать страхователя (выгодоприобретателя) о размере подлежащей уплате страховой премии. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он фактически носит декларативный характер, т.к. на практике получатели страховых услуг вряд ли смогут обосновать возникновение у них убытков вследствие нарушения страховщиком указанной обязанности;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов». Совет не поддержал проект по многочисленным концептуальным причинам, в их числе: противоречие проекта международным договорам; преждевременность проекта (до разработки международных стандартов работы автономных судов Международной морской организацией); отсутствие норм, определяющих механизм идентификации судовладельцев и специалистов, управляющих автономными судами, а также норм, регулирующих вопрос о признании квалификационных требований к иностранным специалистам; понятийный аппарат проекта расходится с тенденциями международного регулирования эксплуатации автономных судов, является некорректным и частично избыточным; низкий уровень проработки положений о том, какие лица несут обязанности, связанные с безопасной эксплуатацией автономных судов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях), рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 17 октября 2016 г. № 158-2/2016 и от 25 августа 2020 г. № 201/оп-4/2020). Совет поддержал проект с учетом необходимости его юридико-технической доработки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 25 августа 2020 г. № 201/оп-3/2020). Совет отметил необходимость системного переосмысления всех актов, регулирующих так называемые закупочные и контрактные отношения, и подготовки концепции совершенствования законодательства в этой сфере;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 1 ноября 2018 г. № 181-4/2018, 18 апреля 2019 г. № 187-6/2019, 15 октября 2020 г. № 203-13.2/2020). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, подчеркнув, что не учтено большинство принципиальных замечаний Совета, в частности, относительно требований к банковским гарантиям, созданию особого режима участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупочных процедурах. Кроме того, Совет отметил новые юридико-технические погрешности в измененном тексте проекта;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?