Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за март — апрель 2020 года
В марте – апреле Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации:
1) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Совет в целом поддержал законопроекты при условии закрепления в них возможности рассмотрения указанной категории споров альтернативным арбитражным институтом, а также пересмотра предложенных положений об освобождении одной из сторон арбитража от оплаты расходов, связанных с разрешением спора, и положений о необходимости согласования правил арбитража третьими лицами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона № 866900-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Совет дал отрицательную оценку законопроекту в связи с его концептуальной непригодностью (недопустимость предложенного порядка отмены правил федерального законодательства в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте; недопустимость отказа от подчинения указанных отношений общим правилам законодательства); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений». Совет поддержал направленность законопроекта, в том числе на ускорение процедур переноса инженерных сетей в процессе строительства автомобильных дорог. При этом Совет обосновал недопустимость предложенного законопроектом изменения смысла института «технических условий», что приведет к несоответствию предлагаемых правил принципам равенства участников гражданских правоотношений и свободы договора, а также отметил неудачное определение в законопроекте существенных условий договора; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 61.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части оспаривания зачета требований по обязательным платежам в деле о банкротстве». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, поскольку разрешение зачета в банкротстве только в счет погашения фискальных платежей нарушает основополагающий принцип банкротного права – принцип равенства кредиторов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части особенностей осуществления профессиональными союзами отдельных видов сделок). Совет не поддержал предложения исчерпывающим образом указывать в уставе профсоюза перечень приносящих доход видов деятельности, а также необходимость согласования с высшим руководящим органом профсоюза определенных сделок; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в части повышения эффективности государственного контроля над осуществлением иностранных инвестиций в сферу рыбного хозяйства и снижения степени зависимости рыбодобывающих обществ от иностранных инвесторов). Совет не поддержал законопроект, поскольку он не решает проблему фактического контроля иностранных инвесторов над российскими рыбодобывающими компаниями, а также имеет ряд других существенных недостатков; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (в части устранения неопределенностей в правоприменении, повышения защиты прав и интересов заемщиков, а также на уточнение прав и обязанностей сторон потребительского кредита (займа)). Совет поддержал законопроект с учетом замечаний, в том числе о сохранении в законодательстве требования о размещении информации об условиях кредитования на официальном сайте кредитора в сети «Интернет»; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона № 640180-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части установления срока оплаты заказчиком обязательств по договорам). Совет поддержал законопроект с учетом замечаний в части, допускающей изменение тридцатидневного срока оплаты без каких-либо условий и ограничений положением о закупке, а также в части применения предлагаемых норм; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» в новой редакции (см. экспертные заключения Совета от 26 января 2009 г. № 66, 30 марта 2015 г. № 140-1/2015, 21 февраля 2019 г. № 185-7/2019 и 9 января 2020 г. № 194-6/2020). Совет отметил, что ранее высказанные Советом замечания учтены, за исключением замечаний в части регламентации одностороннего отказа от соглашения об организации прямого смешанного сообщения и замечания о необходимости уточнять перевозчика при обеспечении перегрузки, а также сформулировал новое замечание о недопустимости определения Правительством Российской Федерации случаев, когда транспортные организации не вправе отказаться от заключения договора прямой смешанной перевозки (см. абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда» в новой редакции (см. экспертные заключения Совета от 12 октября 2018 г. № 180-8/2018 и 29 ноября 2018 г. № 182-8/2018). Совет поддержал направленность законопроекта, при этом указал на его существенный недостаток – исключение правила о письменной форме договора хранения между гражданами дорогостоящей вещи; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |