Обзор за март-апрель 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за март — апрель 2020 года

В марте – апреле Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации:

 

1) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Совет в целом поддержал законопроекты при условии закрепления в них возможности рассмотрения указанной категории споров альтернативным арбитражным институтом, а также пересмотра предложенных положений об освобождении одной из сторон арбитража от оплаты расходов, связанных с разрешением спора, и положений о необходимости согласования правил арбитража третьими лицами;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона № 866900-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Совет дал отрицательную оценку законопроекту в связи с его концептуальной непригодностью (недопустимость предложенного порядка отмены правил федерального законодательства в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте; недопустимость отказа от подчинения указанных отношений общим правилам законодательства);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений». Совет поддержал направленность законопроекта, в том числе на ускорение процедур переноса инженерных сетей в процессе строительства автомобильных дорог. При этом Совет обосновал недопустимость предложенного законопроектом изменения смысла института «технических условий», что приведет к несоответствию предлагаемых правил принципам равенства участников гражданских правоотношений и свободы договора, а также отметил неудачное определение в законопроекте существенных условий договора;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 61.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части оспаривания зачета требований по обязательным платежам в деле о банкротстве». Совет дал отрицательную оценку законопроекту, поскольку разрешение зачета в банкротстве только в счет погашения фискальных платежей нарушает основополагающий принцип банкротного права – принцип равенства кредиторов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и «О признании утратившими силу отдельных положений статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части особенностей осуществления профессиональными союзами отдельных видов сделок). Совет не поддержал предложения исчерпывающим образом указывать в уставе профсоюза перечень приносящих доход видов деятельности, а также необходимость согласования с высшим руководящим органом профсоюза определенных сделок;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в части повышения эффективности государственного контроля над осуществлением иностранных инвестиций в сферу рыбного хозяйства и снижения степени зависимости рыбодобывающих обществ от иностранных инвесторов). Совет не поддержал законопроект, поскольку он не решает проблему фактического контроля иностранных инвесторов над российскими рыбодобывающими компаниями, а также имеет ряд других существенных недостатков;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (в части устранения неопределенностей в правоприменении, повышения защиты прав и интересов заемщиков, а также на уточнение прав и обязанностей сторон потребительского кредита (займа)). Совет поддержал законопроект с учетом замечаний, в том числе о сохранении в законодательстве требования о размещении информации об условиях кредитования на официальном сайте кредитора в сети «Интернет»;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 640180-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части установления срока оплаты заказчиком обязательств по договорам). Совет поддержал законопроект с учетом замечаний в части, допускающей изменение тридцатидневного срока оплаты без каких-либо условий и ограничений положением о закупке, а также в части применения предлагаемых норм;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» в новой редакции (см. экспертные заключения Совета от 26 января 2009 г. № 66, 30 марта 2015 г. № 140-1/2015, 21 февраля 2019 г. № 185-7/2019 и 9 января 2020 г. № 194-6/2020). Совет отметил, что ранее высказанные Советом замечания учтены, за исключением замечаний в части регламентации одностороннего отказа от соглашения об организации прямого смешанного сообщения и замечания о необходимости уточнять перевозчика при обеспечении перегрузки, а также сформулировал новое замечание о недопустимости определения Правительством Российской Федерации случаев, когда транспортные организации не вправе отказаться от заключения договора прямой смешанной перевозки (см. абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
10) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда» в новой редакции (см. экспертные заключения Совета от 12 октября 2018 г. № 180-8/2018 и 29 ноября 2018 г. № 182-8/2018). Совет поддержал направленность законопроекта, при этом указал на его существенный недостаток – исключение правила о письменной форме договора хранения между гражданами дорогостоящей вещи;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?