Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май 2020 года
В мае Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотренным по инициативе Совета:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части исключения нотариального удостоверения доверенности, на основании которой действует представитель заявителя при государственной регистрации юридического лица при его создании, а также физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Проектом предусматривается вместо процедуры представления документов при государственной регистрации создания юридического лица, а также при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя через представителя заявителя (курьера) установить процедуру представления в этих случаях документов нотариусом. Совет согласился с проектом с учетом замечаний (привести наименование законопроекта в соответствие с его содержанием, а также внести дополнение, касающееся процедуры направления документов в случае принятия регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О регулировании отношений, возникающих при заключении с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом по заказу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект направлен на упорядочивание деятельности, связанной с осуществлением карпулинга, в том числе на установление системы и особенностей договорных отношений, складывающихся при перевозке попутчиков. Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с его концептуальной неприемлемостью (не обоснована необходимость принятия проекта в качестве специального федерального закона; проект не имеет самостоятельного предмета регулирования; проект противоречит принципу свободы договора и систематике договорных обязательств по российскому праву и будет способствовать на практике обходу закона; проект не отвечает интересам ни перевозчиков, ни пассажиров); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему регулирование правоотношений между владельцами автомобильных дорог и владельцами железнодорожных путей в вопросах границ ответственности за содержание в нормативном состоянии участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов. Совет концептуально поддержал направленность проекта, при этом дал ему отрицательную оценку в связи с необоснованностью и спорностью предлагаемого им регулирования, недостижением проектом цели его разработки. По проекту при установлении сервитута в большинстве случаев и служащая, и господствующая вещь будут находиться в собственности одного и того же лица, что не соответствует одному из основополагающих признаков сервитута; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 909895-7 «О внесении изменений в статью 942 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (об информировании о размере страховой премии), согласно которому существенные условия договоров имущественного и личного страхования дополняются условием о размере страховой премии. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку его правила являются излишними (страховщик и сейчас обязан предварительно информировать клиента о цене договора до момента его заключения) и приведут к возрастанию риска признания договора страхования незаключенным; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона № 909899-7 «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части указания в структуре страховой премии расходов на осуществление страхования). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он не улучшит защищенность прав и интересов клиентов страховых организаций в результате предусмотренного им включения в договоры страхования отдельных видов с физическим лицом указания на размер доли страховой премии, предназначенной для покрытия затрат на осуществление страхования и включающей в том числе вознаграждение, выплачиваемое страховому агенту, страховому брокеру по такому договору; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 18549-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части наружной рекламы), подготовленному в целях обеспечения участникам гражданского оборота равного доступа к осуществлению рекламной деятельности и оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству в получении доступа к осуществлению этой деятельности. Совет дал отрицательную оценку проекту поправок, поскольку он имеет ряд серьезных недостатков. Неудачно решена проблема, связанная с бездоговорным присоединением вещи одного лица к вещи другого, применительно к рекламным конструкциям, включая предоставление собственнику объекта недвижимости права ее демонтировать без уведомления ее «владельца» и освобождение от обязанности хранить ее после демонтажа. Неоправданное детальное регулирование неспецифичного для этой сферы порядка проведения торгов на заключение договоров о размещении и эксплуатации рекламных конструкций. Отдельные положения проекта поправок нарушают права собственников, неоправданно ограничивают права участников гражданских отношений в рассматриваемой сфере; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) попроектам федеральных законов «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанным в связи с необходимостью установления режима допуска на российский страховой рынок иностранных страховщиков, осуществляющих страховую деятельность через филиалы, рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 12 декабря 2018 г. № 180-5/2018).
Совет поддержал направленность проектов и проект о внесении изменений в ГК РФ. При этом Совет пришел к выводу о необходимости переработки проекта о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с замечаниями, в том числе имеющими принципиальный характер. В их числе: необоснованное исключение обществ взаимного страхования из числа страховщиков, которые могут осуществлять в России деятельность через филиалы; предъявление к иностранным страховщикам требований, не соответствующих режиму наибольшего благоприятствования; допуск иностранных филиалов на российский рынок в зависимости от обстоятельства, которое не связано с их деятельностью (наличие соглашения между российским органом страхового надзора и контрольным органом страны, где учреждена иностранная страховая организация); определение единственного лица (Агентство по страхованию вкладов) для внесения иностранным страховщиком гарантийного депозита; нерешенность вопроса о принадлежности денежных средств, внесенных в качестве гарантийного депозита, в период их нахождения на специальном счете; |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |