Обзор за май 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май 2020 года

В мае Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотренным по инициативе Совета:

 

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части исключения нотариального удостоверения доверенности, на основании которой действует представитель заявителя при государственной регистрации юридического лица при его создании, а также физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Проектом предусматривается вместо процедуры представления документов при государственной регистрации создания юридического лица, а также при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя через представителя заявителя (курьера) установить процедуру представления в этих случаях документов нотариусом. Совет согласился с проектом с учетом замечаний (привести наименование законопроекта в соответствие с его содержанием, а также внести дополнение, касающееся процедуры направления документов в случае принятия регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О регулировании отношений, возникающих при заключении с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом по заказу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект направлен на упорядочивание деятельности, связанной с осуществлением карпулинга, в том числе на установление системы и особенностей договорных отношений, складывающихся при перевозке попутчиков. Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с его концептуальной неприемлемостью (не обоснована необходимость принятия проекта в качестве специального федерального закона; проект не имеет самостоятельного предмета регулирования; проект противоречит принципу свободы договора и систематике договорных обязательств по российскому праву и будет способствовать на практике обходу закона; проект не отвечает интересам ни перевозчиков, ни пассажиров);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему регулирование правоотношений между владельцами автомобильных дорог и владельцами железнодорожных путей в вопросах границ ответственности за содержание в нормативном состоянии участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов. Совет концептуально поддержал направленность проекта, при этом дал ему отрицательную оценку в связи с необоснованностью и спорностью предлагаемого им регулирования, недостижением проектом цели его разработки. По проекту при установлении сервитута в большинстве случаев и служащая, и господствующая вещь будут находиться в собственности одного и того же лица, что не соответствует одному из основополагающих признаков сервитута;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 909895-7 «О внесении изменений в статью 942 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (об информировании о размере страховой премии), согласно которому существенные условия договоров имущественного и личного страхования дополняются условием о размере страховой премии. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку его правила являются излишними (страховщик и сейчас обязан предварительно информировать клиента о цене договора до момента его заключения) и приведут к возрастанию риска признания договора страхования незаключенным;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона № 909899-7 «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части указания в структуре страховой премии расходов на осуществление страхования). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он не улучшит защищенность прав и интересов клиентов страховых организаций в результате предусмотренного им включения в договоры страхования отдельных видов с физическим лицом указания на размер доли страховой премии, предназначенной для покрытия затрат на осуществление страхования и включающей в том числе вознаграждение, выплачиваемое страховому агенту, страховому брокеру по такому договору;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 18549-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части наружной рекламы), подготовленному в целях обеспечения участникам гражданского оборота равного доступа к осуществлению рекламной деятельности и оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству в получении доступа к осуществлению этой деятельности. Совет дал отрицательную оценку проекту поправок, поскольку он имеет ряд серьезных недостатков. Неудачно решена проблема, связанная с бездоговорным присоединением вещи одного лица к вещи другого, применительно к рекламным конструкциям, включая предоставление собственнику объекта недвижимости права ее демонтировать без уведомления ее «владельца» и освобождение от обязанности хранить ее после демонтажа. Неоправданное детальное регулирование неспецифичного для этой сферы порядка проведения торгов на заключение договоров о размещении и эксплуатации рекламных конструкций. Отдельные положения проекта поправок нарушают права собственников, неоправданно ограничивают права участников гражданских отношений в рассматриваемой сфере;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) попроектам федеральных законов «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанным в связи с необходимостью установления режима допуска на российский страховой рынок иностранных страховщиков, осуществляющих страховую деятельность через филиалы, рассмотренным Советом повторно (см. Экспертное заключение от 12 декабря 2018 г. № 180-5/2018).

Совет поддержал направленность проектов и проект о внесении изменений в ГК РФ. При этом Совет пришел к выводу о необходимости переработки проекта о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с замечаниями, в том числе имеющими принципиальный характер. В их числе: необоснованное исключение обществ взаимного страхования из числа страховщиков, которые могут осуществлять в России деятельность через филиалы; предъявление к иностранным страховщикам требований, не соответствующих режиму наибольшего благоприятствования; допуск иностранных филиалов на российский рынок в зависимости от обстоятельства, которое не связано с их деятельностью (наличие соглашения между российским органом страхового надзора и контрольным органом страны, где учреждена иностранная страховая организация); определение единственного лица (Агентство по страхованию вкладов) для внесения иностранным страховщиком гарантийного депозита; нерешенность вопроса о принадлежности денежных средств, внесенных в качестве гарантийного депозита, в период их нахождения на специальном счете;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?