Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за июль 2020 года
В июле Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов и поправкам к ним, направленным в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотренным Советом по собственной инициативе:
1) по проекту федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленному ко второму чтению. Проект предусматривает регулирование отношений, возникающих при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также особенности деятельности оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов. Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, поскольку высказанные ранее замечания концептуального характера сохраняют свою силу (см. экспертные заключения от 23 апреля 2018 г. № 175-5/2018 и от 29 ноября 2018 г. № 182-3/2018), а новая редакция проекта вызывает ряд дополнительных замечаний, в том числе в части предложенного определения цифровых финансовых активов и их гражданского оборота; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанному в целях комплексного реформирования института несостоятельности (банкротства). Совет отметил, что в проекте учтены практически все ранее высказанные замечания (см. экспертные заключения от 21 сентября 2015 г. № 145-3/2015 и от 16 мая 2016 г. № 153-1/2016) и дал положительную характеристику предложенным новеллам, а также главной идее проекта – введению новой реабилитационной процедуры – реструктуризация долгов. При общей положительной оценке проекта Совет предложил: сохранить существующее наименование закона о банкротстве; снять необоснованное положение о предоставлении кредиторам по текущим обязательствам право голоса по вопросам, по которым голосуют конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Совет также выделил ряд недостатков проекта: в части расчета рейтинга арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций; в части наложения запрета на распоряжение имуществом лица, в отношении которого должник или контролирующие должника лица являются контролирующими, а также имуществом контрагента должника; в части запрета на оспаривание зачета излишне уплаченных или излишне взысканных фискальных платежей и др.; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», подготовленному ко второму чтению. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку в нем не учтены ранее высказанные замечания по многим положениям проекта (см. Экспертное заключение от 9 января 2020 г. № 194-1/2020): о возложении полномочий законного представителя на некоммерческую организацию, в которую недееспособный или не полностью дееспособный гражданин не помещен под надзор; о взаимодействии «соопекунов» и разграничении их обязанностей; о требованиях к организациям, действующим в сфере опеки и попечительства, и их работникам и др.; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту поправки к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Совет в целом поддержал концепцию проекта, предусматривающего создание общественных советов при организациях, в которые помещены под надзор недееспособные и не полностью дееспособные граждане; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок». Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с многочисленными замечаниями. В их числе: недопустимость регулирования российским законодательством прав и обязанностей организаций и компетентных органов иностранных государств в той части, в которой их деятельность не относится к юрисдикции Российской Федерации; непроработанность положений о договоре о совместном обслуживании международного маршрута регулярных перевозок; отдельные положения проекта без обоснования допускают отход от принципа свободы договора, носят технический характер и по своему содержанию не соответствуют уровню федерального закона; наличие множества неясных и нелогичных положений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 апреля 2020 года № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации». Проект подготовлен в целях учета фактора влияния распространения новой коронавирусной инфекции на корпоративные отношения путем увеличения в два раза всех сроков, указанных в приостанавливаемых нормах Федерального закона «Об акционерных обществах», и расширения объема таких норм за счет правил о проведении общих собраний акционеров и правил, касающихся оформления результатов заседаний советов директоров (наблюдательных советов). Совет поддержал проект при условии учета замечаний в части точного обоснования в пояснительной записке необходимости принятия данного проекта в качестве федерального закона, а также в части юридической техники при конструировании правил о действии норм Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме того, Совет рекомендовал разработчикам проекта провести инвентаризацию федеральных законов, регулирующих правовое положение корпораций отдельных видов, на предмет внесения в них соответствующих изменений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проектам федеральных законов № 905955-7 «О внесении изменения в статью 94 Гражданского кодекса Российский Федерации» и № 905956-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества», ранее рассмотренным Советом с принятием в целом положительного заключения (см. Экспертное заключении от 20 июня 2019 г. № 189-5/2019). Совет отметил, что концепция проектов изменена. Теперь они предусматривают, что доля переходит к обществу с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества, в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее (если общество не является кредитной организацией). С таким определением момента перехода доли Совет не согласился, в том числе в силу практической несостоятельности данного правила и сохранения расхождения в подходах к определению даты выхода участника из общества; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 12 декабря 2018 г. № 180-5/2018 и от 14 мая 2020 г. № 197/оп-7/2020). Совет констатировал, что проект сохраняет концептуальную направленность и актуальность ранее высказанных замечаний, а также выделил новые замечания, вызванные изменением проекта и имеющие принципиальный характер (об избыточно строгих основаниях для назначения временной администрации иностранной страховой организации, необоснованном введении для таких страховщиков очередности удовлетворения требований, отличающейся от очередности, установленной законодательством о банкротстве и др.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |