Обзор за июль 2020 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за июль 2020 года

В июле Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) принял путем опроса мнения членов Совета экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов и поправкам к ним, направленным в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотренным Советом по собственной инициативе:

 

 

1) по проекту федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленному ко второму чтению. Проект предусматривает регулирование отношений, возникающих при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также особенности деятельности оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов. Совет вновь дал отрицательную оценку проекту, поскольку высказанные ранее замечания концептуального характера сохраняют свою силу (см. экспертные заключения от 23 апреля 2018 г. № 175-5/2018 и от 29 ноября 2018 г. № 182-3/2018), а новая редакция проекта вызывает ряд дополнительных замечаний, в том числе в части предложенного определения цифровых финансовых активов и их гражданского оборота;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанному в целях комплексного реформирования института несостоятельности (банкротства). Совет отметил, что в проекте учтены практически все ранее высказанные замечания (см. экспертные заключения от 21 сентября 2015 г. № 145-3/2015 и от 16 мая 2016 г. № 153-1/2016) и дал положительную характеристику предложенным новеллам, а также главной идее проекта – введению новой реабилитационной процедуры – реструктуризация долгов. При общей положительной оценке проекта Совет предложил: сохранить существующее наименование закона о банкротстве; снять необоснованное положение о предоставлении кредиторам по текущим обязательствам право голоса по вопросам, по которым голосуют конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Совет также выделил ряд недостатков проекта: в части расчета рейтинга арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций; в части наложения запрета на распоряжение имуществом лица, в отношении которого должник или контролирующие должника лица являются контролирующими, а также имуществом контрагента должника; в части запрета на оспаривание зачета излишне уплаченных или излишне взысканных фискальных платежей и др.;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», подготовленному ко второму чтению. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку в нем не учтены ранее высказанные замечания по многим положениям проекта (см. Экспертное заключение от 9 января 2020 г. № 194-1/2020): о возложении полномочий законного представителя на некоммерческую организацию, в которую недееспособный или не полностью дееспособный гражданин не помещен под надзор; о взаимодействии «соопекунов» и разграничении их обязанностей; о требованиях к организациям, действующим в сфере опеки и попечительства, и их работникам и др.;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту поправки к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Совет в целом поддержал концепцию проекта, предусматривающего создание общественных советов при организациях, в которые помещены под надзор недееспособные и не полностью дееспособные граждане;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок». Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с многочисленными замечаниями. В их числе: недопустимость регулирования российским законодательством прав и обязанностей организаций и компетентных органов иностранных государств в той части, в которой их деятельность не относится к юрисдикции Российской Федерации; непроработанность положений о договоре о совместном обслуживании международного маршрута регулярных перевозок; отдельные положения проекта без обоснования допускают отход от принципа свободы договора, носят технический характер и по своему содержанию не соответствуют уровню федерального закона; наличие множества неясных и нелогичных положений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 апреля 2020 года № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации». Проект подготовлен в целях учета фактора влияния распространения новой коронавирусной инфекции на корпоративные отношения путем увеличения в два раза всех сроков, указанных в приостанавливаемых нормах Федерального закона «Об акционерных обществах», и расширения объема таких норм за счет правил о проведении общих собраний акционеров и правил, касающихся оформления результатов заседаний советов директоров (наблюдательных советов). Совет поддержал проект при условии учета замечаний в части точного обоснования в пояснительной записке необходимости принятия данного проекта в качестве федерального закона, а также в части юридической техники при конструировании правил о действии норм Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме того, Совет рекомендовал разработчикам проекта провести инвентаризацию федеральных законов, регулирующих правовое положение корпораций отдельных видов, на предмет внесения в них соответствующих изменений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проектам федеральных законов № 905955-7 «О внесении изменения в статью 94 Гражданского кодекса Российский Федерации» и № 905956-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части совершенствования процедуры внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества», ранее рассмотренным Советом с принятием в целом положительного заключения (см. Экспертное заключении от 20 июня 2019 г. № 189-5/2019). Совет отметил, что концепция проектов изменена. Теперь они предусматривают, что доля переходит к обществу с момента получения обществом заявления участника общества о выходе из общества или с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества, в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее (если общество не является кредитной организацией). С таким определением момента перехода доли Совет не согласился, в том числе в силу практической несостоятельности данного правила и сохранения расхождения в подходах к определению даты выхода участника из общества;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 12 декабря 2018 г. № 180-5/2018 и от 14 мая 2020 г. № 197/оп-7/2020). Совет констатировал, что проект сохраняет концептуальную направленность и актуальность ранее высказанных замечаний, а также выделил новые замечания, вызванные изменением проекта и имеющие принципиальный характер (об избыточно строгих основаниях для назначения временной администрации иностранной страховой организации, необоснованном введении для таких страховщиков очередности удовлетворения требований, отличающейся от очередности, установленной законодательством о банкротстве и др.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

 

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?