Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за октябрь 2021 года
23 октября в Перми состоялось очередное, 183-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов и концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка», направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минтрансом России.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 47538-6/51 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», посвященному регулированию режима недвижимых вещей, а также регулированию права собственности и других вещных прав на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места. Совет в целом поддержал проект, отметив необходимость завершения начатой реформы вещного права и скорейшей доработки ее оставшихся частей. При этом Совет высказал по проекту ряд замечаний: отсутствие в проекте указания на то, что недвижимые вещи и права на них возникают с момента их государственной регистрации; о необходимости исключить из проекта правила о запретах и ограничениях для образования отдельных видов недвижимости; о необходимости дополнительно обосновать предложение об установлении специального срока для возможности признания права муниципальной и государственной собственности на бесхозяйные линейные объекты (три месяца); также указал, что предложение об образовании недвижимых вещей из недвижимой вещи, обремененной правами третьих лиц, при согласии указанных лиц, может вступить в противоречие с природой права собственности; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка» Совет принял отрицательное заключение, отметив, что высказанные Советом замечания по данной проблематике, не учтены (см. экспертные заключения от 7 июля 2014 г. № 132-1/2014, от 20 октября 2020 г. № 203-5/2020). В Концепции предлагается включить в круг отношений, подлежащих семейно-правовому регулированию, «отношения, связанные с мерами защиты прав и законных интересов ребенка, имеющего родителей или оставшегося без попечения родителей, и привлечением родителей к семейно-правовой ответственности», которые уже урегулированы СК РФ. Идеи, названные разработчиками Концепции в качестве принципов семейного законодательства, в действительности таковыми не являются. В Концепции содержится ошибочное предложение закрепить в СК РФ в качестве принципа семейного права «презумпцию добросовестности осуществления родителями родительских прав», поскольку нельзя рассматривать такую презумпции в качестве принципа семейно-правового регулирования. Предложенные механизмы сделают невозможным учет различных жизненных ситуаций, в которых проживание ребенка с определенным родителем или выполнение родителями функций законных представителей не будут соответствовать его интересам. Недостатком предложенной в Концепции «систематизации» мер защиты интересов ребенка является непродуманность подавляющего большинства предложений по совершенствованию законодательства, выстроенных на ее основе. Совет принципиально не согласился с положениями о применении временных мер защиты, которые предусматривают административный порядок изъятия ребенка из семьи без предшествующего или последующего судебного контроля. Лишение родительских прав исключительно через понятие ответственности неверно, так как это в первую очередь мера защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов детей. Изменения, касающиеся регулирования лишения и ограничения родительских прав, не аргументированы в достаточной мере и значительно снижают уровень правовой защищенности детей в случае нарушения их родителями их прав и интересов. Совет не согласился с механистическим переносом в СК РФ норм из одного источника в другой. В Концепции предложен противоречивый подход к решению главного вопроса – о роли государства в представительстве ребенка и защите его прав и интересов в период отсутствия родительского попечения. Концепция имеет ряд недостатков общего характера, в том числе в части нового понятийного аппарата семейного права, внутренних противоречий; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проектам федеральных законов «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации». Совет не поддержал проекты, поскольку они не соответствуют целям их разработки, поскольку практически все нормы представляют собой механическое собрание существующих положений других федеральных законов и подзаконных актов, при этом полная отмена соответствующих действующих федеральных законов и большей части подзаконных актов не предполагается, что усложняет действующую систему правового регулирования в данной сфере; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, Совет принял решение об образовании рабочей группы по совершенствованию положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |