Обзор за октябрь 2021 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за октябрь 2021 года

23 октября в Перми состоялось очередное, 183-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов и концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка», направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минтрансом России.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона № 47538-6/51 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», посвященному регулированию режима недвижимых вещей, а также регулированию права собственности и других вещных прав на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места. Совет в целом поддержал проект, отметив необходимость завершения начатой реформы вещного права и скорейшей доработки ее оставшихся частей. При этом Совет высказал по проекту ряд замечаний: отсутствие в проекте указания на то, что недвижимые вещи и права на них возникают с момента их государственной регистрации; о необходимости исключить из проекта правила о запретах и ограничениях для образования отдельных видов недвижимости; о необходимости дополнительно обосновать предложение об установлении специального срока для возможности признания права муниципальной и государственной собственности на бесхозяйные линейные объекты (три месяца); также указал, что предложение об образовании недвижимых вещей из недвижимой вещи, обремененной правами третьих лиц, при согласии указанных лиц, может вступить в противоречие с природой права собственности;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка» Совет принял отрицательное заключение, отметив, что высказанные Советом замечания по данной проблематике, не учтены (см. экспертные заключения от 7 июля 2014 г. № 132-1/2014, от 20 октября 2020 г. № 203-5/2020). В Концепции предлагается включить в круг отношений, подлежащих семейно-правовому регулированию, «отношения, связанные с мерами защиты прав и законных интересов ребенка, имеющего родителей или оставшегося без попечения родителей, и привлечением родителей к семейно-правовой ответственности», которые уже урегулированы СК РФ. Идеи, названные разработчиками Концепции в качестве принципов семейного законодательства, в действительности таковыми не являются. В Концепции содержится ошибочное предложение закрепить в СК РФ в качестве принципа семейного права «презумпцию добросовестности осуществления родителями родительских прав», поскольку нельзя рассматривать такую презумпции в качестве принципа семейно-правового регулирования. Предложенные механизмы сделают невозможным учет различных жизненных ситуаций, в которых проживание ребенка с определенным родителем или выполнение родителями функций законных представителей не будут соответствовать его интересам. Недостатком предложенной в Концепции «систематизации» мер защиты интересов ребенка является непродуманность подавляющего большинства предложений по совершенствованию законодательства, выстроенных на ее основе. Совет принципиально не согласился с положениями о применении временных мер защиты, которые предусматривают административный порядок изъятия ребенка из семьи без предшествующего или последующего судебного контроля. Лишение родительских прав исключительно через понятие ответственности неверно, так как это в первую очередь мера защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов детей. Изменения, касающиеся регулирования лишения и ограничения родительских прав, не аргументированы в достаточной мере и значительно снижают уровень правовой защищенности детей в случае нарушения их родителями их прав и интересов. Совет не согласился с механистическим переносом в СК РФ норм из одного источника в другой. В Концепции предложен противоречивый подход к решению главного вопроса – о роли государства в представительстве ребенка и защите его прав и интересов в период отсутствия родительского попечения. Концепция имеет ряд недостатков общего характера, в том числе в части нового понятийного аппарата семейного права, внутренних противоречий;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации». Совет не поддержал проекты, поскольку они не соответствуют целям их разработки, поскольку практически все нормы представляют собой механическое собрание существующих положений других федеральных законов и подзаконных актов, при этом полная отмена соответствующих действующих федеральных законов и большей части подзаконных актов не предполагается, что усложняет действующую систему правового регулирования в данной сфере;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

Кроме того, Совет принял решение об образовании рабочей группы по совершенствованию положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации

 

ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?