Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за ноябрь 2021 года
25 ноября состоялось очередное, 184-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минтрансом России, Минфином России, Минэкономразвития России.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет не поддержал проект, высказав по нему многочисленные замечания. В их числе: о недопустимости установления ограничений представлять в государственные органы документов по вопросам перевозки в бумажной форме и относительно состава представляемых документов; по вопросам, связанным с ведением реестра легковых такси. Совет критически отнесся к предложенной в проекте конструкции договора «по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» (невозможно четко отграничить предложенную модель «аренды» автомобиля, сочетаемую с услугами по его обслуживанию и по обеспечению готовности арендатора к управлению транспортным средством, от найма труда водителя; невнятно определены существенные условия данного договора; не урегулированы в достаточной степени вопросы ответственности за причинение вреда третьему лицу) и конструкции договора службы заказа легкового такси с перевозчиком легковым такси. По мнению Совета, проект противоречит принципу свободы договора (пункт 1 статьи 1, статья 421 ГК РФ), поскольку ограничивает возможность несобственника управлять транспортным средством и оказывать при этом услуги по перевозке, договором лизинга и договором по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Также Совет отметил многочисленные замечания юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 963432-7 «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации» (в части установления обязательств по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах). Совет поддержал идею закрепления в законе обязанности собственника по контролю за своим имуществом, переданным во владение и (или) пользование иным лицам, и поддержал проект с учетом редакционного замечания (см. также Экспертное заключение от 15 октября 2020 г. № 203-4/2020 по законопроекту); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (о возможности внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал акционерного общества, сто процентов акций которого находится в собственности Российской Федерации, сто процентов акций другого акционерного общества), рассмотренному повторно (см. Экспертное заключение от 25 марта 2021 г. № 206-3/2021), Совет вновь принял отрицательное экспертное заключение. Совет не согласился с предложением установить запрет на приватизацию ста процентов акций основного общества, находящегося в собственности Российской Федерации, до того, как такое основное общество перестанет быть единственным участником дочернего общества. Кроме того, в проекте используется термин «основное общество, находящееся в собственности Российской Федерации», что противоречит положениям ГК РФ о праве собственности. Совет также не согласился с проектом, поскольку предлагаемые правила могут привести к потере контроля со стороны Российской Федерации за вертикально интегрированными холдинговыми структурами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» (о разных типах акций), рассмотренному в третий раз (экспертные заключения от 9 января 2020 г. № 194-3/2020 и от 23 сентября 2021 г. № 11-6/2021). Совет вновь не поддержал проект, поскольку замечания Совета не были учтены в полной мере. По Проекту международные компании, принявшие решения об изменении своего личного закона до вступления в силу Проекта, в отличие от других международных компаний, получат возможность осуществлять выпуск многоголосых акций, которые смогут публично размещаться и обращаться, что само по себе неприемлемо. Совет высказал возражения по Проекту в части предусмотренных им способов утраты многоголосыми акциями специального режима. В Проекте неудачно регулируются вопросы определения объема прав акционеров – владельцев таких привилегированных акций разных типов и порядок реализации ими прав; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |