Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август – сентябрь 2021 года
23 сентября состоялось очередное, 182-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Минкультуры России, Минсельхозом России, Минтрансом России, Минфином России, Минэкономразвития России.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «Об организации совместных поездок физических лиц на автомобильном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотренному повторно (см. Экспертное заключение от 14 мая 2020 г. № 197/оп-2/2020). Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с недостатками концептуального характера (не обоснована необходимость разработки проекта; проект не имеет самостоятельного предмета регулирования; неправильно определена природа отношений, которые предлагается регулировать; проект определяет договор безвозмездного использования части вместимости транспортного средства для совместных поездок, в действительности проект предусматривает оплату пассажиром своей поездки; проект без обоснования ограничивает действие принципа свободы договора; проект не только не создает удобств для лиц, непосредственно заинтересованных в перевозках, но и предлагает наложить на этих лиц обременительные обязанности и др.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», направленному на признание художника-постановщика анимационного фильма автором аудиовизуального произведения. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку расширение перечня авторов аудиовизуального произведения, указанного в пункте 2 статьи 1263 ГК РФ, нецелесообразно, а предложенные редакции изменений неприемлемы, поскольку создают возможность различного толкования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 242 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», посвященному вопросу выплаты стоимости реквизируемого имущества при грубой неосторожности собственника. Совет не поддержал проект, поскольку предлагаемые изменения не соответствуют позиции Конституционного Суда, а также привносят в институт реквизиции чуждые ему элементы. Уточнение порядка выплаты компенсации с учетом вины собственника применимо только к отношениям по уничтожению заболевших животных и не могут быть распространены на институт реквизиции в целом; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», суть которого сводится к нецелесообразности предоставления «роскошного» жилья тем гражданам, которые в силу нуждаемости рассчитывают на получение жилья по договору социального найма и не смогут содержать полученное жилье, если оно будет «роскошным». Совет дал отрицательную оценку проектам, поскольку они ухудшают объем социальных гарантий в связи с сокращением объема жилья, включаемого в жилищный фонд социального использования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», посвященному реорганизации хозяйственных обществ и государственной регистрации юридических лиц, рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 11 февраля 2021 г. № 205-3/2021). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту в связи с недостатками принципиального характера (отсутствие комплексного подхода к регулированию процедур реорганизации на уровне специального законодательства; отсутствие регулирования процедуры реорганизации с участием одновременно иных видов юридических лиц, помимо хозяйственных обществ; несостоятельность модели «промежуточных» юридических лиц при реорганизации и др.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» в части регулирования разных типов акций», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 9 января 2020 г. № 194-3/2020). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту в связи с сохранением недостатков принципиального характера. По мнению Совета, в отношении публичной компании должен быть установлен запрет на выпуск многоголосых акций как «старого», так и нового типа; в качестве общего правила должна быть норма о конвертации многоголосых акций в случае их отчуждения третьим лицам в одноголосые акции, а также предусмотрена возможность сохранения уставом непубличной компании за такими акциями при их отчуждении «специального» режима; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |