Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за март 2012 года
19 марта состоялось очередное, 94-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрансом России и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», разработанного в целях установления правового регулирования деятельности лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, в том числе на профессиональной основе. Совет пришел к выводу о том, что законопроекты не основаны на продуманной концепции, во многом принципиально неприемлемы, с точки зрения юридической техники разработаны плохо и по этим основаниям не могут быть поддержаны; с Заключением №1 вы можете ознакомиться здесь; с Заключением №1 вы можете ознакомиться здесь. |
2) по подготовленному ко второму чтению проекту федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», основная идея которого состоит в попытке создания исчерпывающего регулирования любых вопросов, касающихся оборота земель и земельных участков, в рамках ЗК РФ. Совет констатировал, что в представленном виде законопроект подменяет законопроект, принятый в первом чтении. Реализация цели принятия законопроекта сопряжена с полным игнорированием отраслевого деления отечественного законодательства, с эклектичным смешением императивного и диспозитивного методов регулирования, институтов частного и публичного права. Совет не поддержал законопроект по мотивам, лежащим во всех сферах: начиная с отсутствия ясной концепции до многочисленных недостатков юридико-технического характера. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в части совершенствования процедур выплаты страхового возмещения), направленному на предотвращение попыток необоснованного получения страхового возмещения из фонда обязательного страхования вкладов. Совет в целом поддержал идею создания механизма защиты средств данного фонда от недобросовестных клиентов, отметив при этом, что законопроект не может быть поддержан, так как в нем не учтены ранее высказанные Советом замечания о недостаточности предложенных критериев для разграничения законных и противоправных интересов клиентов банков; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», направленному на совершенствование рыночных механизмов на железнодорожном транспорте, а также правовое регулирование хозяйственной деятельности участников железнодорожных перевозок (установление платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени, усиление ответственности пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки, законодательное закрепление особенностей перевозки порожних вагонов). Совет рекомендовал законопроект к внесению в Государственную Думу при условии устранения указанных в экспертном заключении недостатков. Основной недостаток законопроекта — нарушение основного принципа гражданского права — принципа равенства, выражающееся в наделении субъекта гражданского права властными полномочиями по отношению к другим участникам оборота. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO)), предусматривающему расширение полномочий ФСФР России в области финансовых рынков. Совет поддержал законопроект в целом, отметив при этом его недостатки: (1) вводятся требования, который орган исполнительной власти может предъявлять к широкому кругу лиц (т.е. расширяется круг его полномочий) и устанавливается для этого органа требование не злоупотреблять своими полномочиями (в данном случае – не нарушать правило о конфиденциальности), без установления ответственности за нарушение этого правила; (2) неясно определены основания административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), что создаст условия для злоупотреблений. |
6) по проекту федерального закона № 583004-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», посвященному вопросам формы арбитражного соглашения и применению обеспечительных мер. Совет поддержал законопроект, отметив, что в нем учтены ранее высказанные Советом замечания, а также дал предложения по устранению имеющихся в законопроекте отдельных юридико-технических недостатков. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 201.15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым предусмотрено уточнение порядка и правил расчетов в целях погашения третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди к должнику-застройщику. Законопроект не вызвал принципиальных возражений. Вместе с тем, Совет отметил отсутствие необходимости внесения в указанный Закон некоторых из предложенных уточняющих изменений, а также высказал предложение о возможном дополнении законопроекта. |
На 95-ом заседании Совета, проведенном 26 марта совместно с Рабочей группой по подготовке предложений о внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников в части специальностей юридической отрасли науки, обсужден приказ Минобрнауки России от 10.01.2012 № 5 в части введенной им новой специальности научных работников 12.00.07 «Корпоративное право; энергетическое право». В своем решении Совет сделал вывод о том, что выделение этой специальности не имеет под собой объективного основания с точки зрения системы отраслей права и является вредным для дальнейшего развития отечественной правовой науки. Совет рекомендовал Минобрнауки России исключить из названного Приказа пункт 8, вводящий в Номенклатуру специальностей научных работников специальность 12.00.07. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |