Обзор за март 2012 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за март 2012 года

19 марта состоялось очередное, 94-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрансом России и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», разработанного в целях установления правового регулирования деятельности лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, в том числе на профессиональной основе. Совет пришел к выводу о том, что законопроекты не основаны на продуманной концепции, во многом принципиально неприемлемы, с точки зрения юридической техники разработаны плохо и по этим основаниям не могут быть поддержаны;
с Заключением №1 вы можете ознакомиться здесь;
с Заключением №1 вы можете ознакомиться здесь.
2) по подготовленному ко второму чтению проекту федерального закона № 432575-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», основная идея которого состоит в попытке создания исчерпывающего регулирования любых вопросов, касающихся оборота земель и земельных участков, в рамках ЗК РФ. Совет констатировал, что в представленном виде законопроект подменяет законопроект, принятый в первом чтении. Реализация цели принятия законопроекта сопряжена с полным игнорированием отраслевого деления отечественного законодательства, с эклектичным смешением императивного и диспозитивного методов регулирования, институтов частного и публичного права. Совет не поддержал законопроект по мотивам, лежащим во всех сферах: начиная с отсутствия ясной концепции до многочисленных недостатков юридико-технического характера.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в части совершенствования процедур выплаты страхового возмещения), направленному на предотвращение попыток необоснованного получения страхового возмещения из фонда обязательного страхования вкладов. Совет в целом поддержал идею создания механизма защиты средств данного фонда от недобросовестных клиентов, отметив при этом, что законопроект не может быть поддержан, так как в нем не учтены ранее высказанные Советом замечания о недостаточности предложенных критериев для разграничения законных и противоправных интересов клиентов банков;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», направленному на совершенствование рыночных механизмов на железнодорожном транспорте, а также правовое регулирование хозяйственной деятельности участников железнодорожных перевозок (установление платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени, усиление ответственности пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки, законодательное закрепление особенностей перевозки порожних вагонов). Совет рекомендовал законопроект к внесению в Государственную Думу при условии устранения указанных в экспертном заключении недостатков. Основной недостаток законопроекта — нарушение основного принципа гражданского права — принципа равенства, выражающееся в наделении субъекта гражданского права властными полномочиями по отношению к другим участникам оборота.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO)), предусматривающему расширение полномочий ФСФР России в области финансовых рынков. Совет поддержал законопроект в целом, отметив при этом его недостатки: (1) вводятся требования, который орган исполнительной власти может предъявлять к широкому кругу лиц (т.е. расширяется круг его полномочий) и устанавливается для этого органа требование не злоупотреблять своими полномочиями (в данном случае – не нарушать правило о конфиденциальности), без установления ответственности за нарушение этого правила; (2) неясно определены основания административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), что создаст условия для злоупотреблений.
6) по проекту федерального закона № 583004-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», посвященному вопросам формы арбитражного соглашения и применению обеспечительных мер. Совет поддержал законопроект, отметив, что в нем учтены ранее высказанные Советом замечания, а также дал предложения по устранению имеющихся в законопроекте отдельных юридико-технических недостатков.
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 201.15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым предусмотрено уточнение порядка и правил расчетов в целях погашения третьим лицом текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди к должнику-застройщику. Законопроект не вызвал принципиальных возражений. Вместе с тем, Совет отметил отсутствие необходимости внесения в указанный Закон некоторых из предложенных уточняющих изменений, а также высказал предложение о возможном дополнении законопроекта.
На 95-ом заседании Совета, проведенном 26 марта совместно с Рабочей группой по подготовке предложений о внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников в части специальностей юридической отрасли науки, обсужден приказ Минобрнауки России от 10.01.2012 № 5 в части введенной им новой специальности научных работников 12.00.07 «Корпоративное право; энергетическое право». В своем решении Совет сделал вывод о том, что выделение этой специальности не имеет под собой объективного основания с точки зрения системы отраслей права и является вредным для дальнейшего развития отечественной правовой науки. Совет рекомендовал Минобрнауки России исключить из названного Приказа пункт 8, вводящий в Номенклатуру специальностей научных работников специальность 12.00.07.
Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?