Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за декабрь 2013 года
23 декабря состоялось очередное, 111-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минфином России.
По законопроектам Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям», разработанному с целью унификации правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении международных факторинговых сделок (регулируемых в российском гражданском праве нормами о финансировании под уступку денежного требования), посредством присоединения Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям от 28 мая 1988 года. Совет поддержал законопроект с учетом высказанных замечаний: о необходимости одновременной разработки и принятия вместе с данным законопроектом федеральных законов, подлежащих изменению в связи с присоединением Российской Федерации к указанной Конвенции; о подготовке максимально выверенного перевода Конвенции на русский язык; о необязательности внесения дополнений в главу 43 ГК РФ; о целесообразности рассмотрения вопроса о присоединении Российской Федерации к Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле 2001 года; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 25.11.2013 № 123-4/2013). Совет поддержал законопроект с учетом высказанных замечаний: узкая сфера применения предлагаемых правил; нецелесообразность регулирования подзаконными актами вопросов финансового участия субъектов РФ в возмещении расходов, вызванных чрезвычайными ситуациями; недостаточная привлекательность по законопроекту программы страхования жилья для собственников; нечеткость формулировок; предоставление по законопроекту субъектам РФ возможности уменьшить гарантии, предоставляемые гражданам, участвующим в программах страхования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», призванному исправить недостатки установленного правового режима земель, которые связаны с делением их на категории. Совет высказал по законопроекту ряд существенных замечаний и сделал общий вывод о том, что он требует более глубоких концептуальных обоснований и устранения недостатков юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», целью которого является защита прав сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих оптовую продажу сельскохозяйственной продукции собственного производства, соответствующей стандартам качества, на принципах свободной торговли и конкуренции. Совет дал отрицательную оценку законопроекту, указав на многочисленные существенные недостатки (не обоснована необходимость принятия данного закона, отсутствует концепция закона, законопроект содержит ряд конкретных достаточно серьезных недостатков, противоречий, пробелов и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона № 363920-6 «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации», целью которого является создание комплексного законодательного регулирования для обеспечения единого подхода к регулированию субъектов внебиржевого рынка (профильных операторов – кредитные брокеры, форекс операторы, страховые операторы, финансовые советники). Совет не поддержал концепцию законопроекта, указав на многочисленные недостатки законопроекта принципиального характера (отсутствие самостоятельного предмета регулирования, что приводит к тому, что он вторгается в предмет регулирования других законов; законопроект не содержит регулирование деятельности основных субъектов — профильных операторов; отсутствие в большом числе предлагаемых норм юридического смысла и их противоречие понятиям, используемым в других законах и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации», разработанному с целью совершенствования механизма реализации преимущественного права арендатора на заключение договора аренды лесного участка на новый срок. Совет поддержал законопроект с учетом замечаний юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
На заседании Совета повторно рассмотрен проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (см. Экспертное заключение от 21.10.2013 № 122-2/2013). Совет повторно дал отрицательную оценку проекту, указав на то, что он в части распространения его действия на отношения в сфере интеллектуальной собственности не может быть поддержан ввиду недостаточной проработки концепции предлагаемых изменений и ее противоречия действующему гражданскому законодательству; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, путем опроса мнения членов Совета в декабре приняты экспертные заключения по проектам федеральных законов и поправкам к ним, внесенным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минфином России:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части совершения кредитными организациями определенных сделок). Совет поддержал законопроект с учетом замечания, согласно которому продажа кредитной организацией заложенного имущества возможна в случаях, предусмотренных законом, что должно быть отражено в законопроекте; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части страхования граждан, выезжающих за рубеж», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 24.09.2012). Совет констатировал, что в законопроекте учтены только юридико-технические замечания Совета. Принципиальное замечание о необходимости указания в законопроекте на то, что страхование граждан, выезжающих за рубеж, является добровольным, не учтено; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проектам федеральных законов «О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйственных обществ, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с принятием Федерального закона «О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйственных обществ, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры Российской Федерации», разработанным в целях повышения прозрачности структуры владения хозяйственными обществами, которые в свою очередь владеют особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры. Совет пришел к выводу о том, что законопроекты нуждаются в существенной доработке, поскольку вызывают замечания концептуального характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по поправкам к проекту федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части залога. Совет не поддержал поправки, поскольку они никак не обоснованы, исходят из неверного понимания установленных в законопроекте правил, часть поправок не меняет существа положений законопроекта или являются противоречивыми; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |