Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за февраль 2013 года
25 февраля состоялось очередное, 103-ое, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минфином России, Минэкономразвития России, Минсельхозом России, а также запрос Минфина России.
По законопроектам Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет повторно (см. экспертное заключение от 24.09.2012) дал отрицательную оценку законопроекту, указав, что он по-прежнему не имеет продуманной концепции (содержится неопределенное понятие «публично-правовой компании», неясна реальная необходимость и целесообразность создания компаний и их дифференциации по видам и пр.), содержит опасные для кредиторов компании положения (предоставляет Правительству России право устанавливать ничем не ограниченный перечень имущества и (или) видов имущества компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам компании; предоставляет наблюдательному совету компании право по своему решению в любое время безвозмездно передать в собственность Российской Федерации любую часть имущества компании; Российская Федерация не отвечает по обязательствам компании) и иные недостатки (в части правил о реорганизации компании, введения новой категории «сделки отдельных видов» и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О защите прав и законных интересов гражданина при взыскании задолженности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов гражданина при взыскании задолженности» Совет повторно (см. экспертное заключение от 19.03.2012) дал отрицательную оценку законопроекту, указав, что ранее сделанный Советом вывод о том, что законопроект не основан на продуманной концепции, во многом принципиально неприемлем, с точки зрения юридической техники разработан плохо, применим и к данному законопроекту; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 88826-6 «О внесении изменений в статьи 45 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. экспертное заключение от 24.09.2012) и получившему ранее положительную оценку. В новой редакции законопроект устанавливает внесудебный, административный порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в определенных случаях, что вызвало у Совета принципиальные возражения, поскольку предложенные в законопроекте правила затрагивают основополагающие права, защищаемые российским правом; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающему установление минимального срока договора аренды земель сельскохозяйственного назначения законом субъекта Российской Федерации. Совет в своем отрицательном заключении вновь (см. экспертное заключение от 25.06.2012) указал, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации и гражданскому законодательству; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Совет пришел к выводу о наличии в нем недостатков концептуального характера (необоснованность предлагаемых норм; создание за счет потребителей газа избыточных резервов, которые могли бы в случае любой неисправности поставщика газа уменьшить размер вызванных такой неисправностью убытков и, как следствие, — уменьшить объем предъявляемых к поставщику газа претензий); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Совет дал отрицательное заключение, повторно (см. экспертное заключение от 24.12.2012) указав, что в законопроекте должны быть определены юридически значимые цели ведения реестров граждан-дольщиков, пострадавших от застройщиков, а также правовые последствия включения (или невключения) указанных граждан в такие реестры; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разработанному в целях совершенствования государственной кадастровой оценки, Совет дал замечания о том, что отдельные его положения не содержат рационального правового регулирования или являются избыточными; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона № 583004-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в части согласования положений действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне подходами и рекомендациями по ключевым аспектам законодательного регулирования практики международного коммерческого арбитража. Законопроект рассматривался Советом в его предшествующих редакциях дважды (см. экспертные заключения от 24.10.2011 и 19.03.2012). Совет рекомендовал законопроект для принятия во втором чтении при условии устранения высказанных в заключении замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона № 148530-6 «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающему введение специальных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, связанных со сменой юридическим лицом адреса (места нахождения) на адрес (место нахождения) на территории, подведомственной другому регистрирующему органу (а именно наличие сведений о начале проведения в отношении данного юридического лица выездной налоговой проверки, назначенной в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах; наличие у юридического лица недоимки, задолженности по пеням и штрафам, возникших по результатам налоговых проверок за последний год). Совет не рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении, поскольку предложенные в нем нормы не могут служить основанием для ограничения права на изменение юридическим лицом места нахождения и не решают проблему ухода от уплаты налогов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона № 133786-6 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (о дополнении перечня сведений о юридическом лице данными о сроке истечения полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности). Совет не рекомендовал законопроект для принятия в первом чтении, поскольку действие предлагаемой нормы не только не приведет к повышению стабильности гражданского оборота, но может стать поводом для возникновения новых споров, а также ослабит защиту интересов лица, добросовестно полагающегося на данные реестра; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
11) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающему для некоторых видов страхования порядок заключения договора страхования в форме электронного документа с использованием электронной подписи. Совет поддержал концепцию законопроекта, сделав одновременно вывод о том, что законопроект нуждается в серьезной доработке по высказанным в экспертном заключении замечаниям; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителе). Совет поддержал законопроект, отметив в качестве замечания отсутствие в нем положений, которые бы определяли меру ответственности и порядок ее возложения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения вводимой законопроектом обязанности; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
13) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» Совет принял отрицательное заключение, поскольку законопроект не создает нового правового регулирования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
14) по проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» (в части формирования микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами резервов по сомнительным долгам и резервов на возможные потери по займам) Совет отметил, что законопроект не содержит норм гражданского законодательства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
15) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», целью которого является закрепление в названном Законе полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать в структуре тарифа по данному виду страхования такие параметры, как максимальный размер расходов на осуществление обязательного страхования и размер отчислений в резерв компенсационных выплат. Совет поддержал законопроект; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, Совет на заседании 25 февраля рассмотрел и принял экспертное заключение по запросу Минфина России об оценке положений, содержащихся в проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации», о создании Российского финансового агентства (РФА) в форме открытого акционерного общества. По законопроекту РФА должно осуществлять функции по управлению государственным долгом, а также управлению Резервным фондом и Фондом национального благосостояния; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |