Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май 2013 года
20 мая состоялось очередное, 105-ое, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минфином России и ФМС России.
По законопроектам Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 171412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направленному в целом на закрепление инвестиционных проектов, строящихся по модели «аренда под застройку». Совет повторно дал отрицательную оценку предлагаемым нормам (см. заключение от 09.07.2012 по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, протокол № 109), отметив, что они противоречат другим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, имеют серьезные юридико-технические недостатки, нарушают конкурентное равенство хозяйствующих субъектов и не соответствуют современным реалиям развития гражданского законодательства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленному в целом на предупреждение образования на территории Российской Федерации этнических анклавов и установления контроля иностранными лицами над российской территорией. Совет не поддержал законопроект, поскольку он не обеспечивает достижение этих целей. По мнению Совета, неоправданно распространять предусмотренный законопроектом разрешительный порядок совершения сделок с участием лиц соответствующей категории на все без исключения объекты недвижимости; законопроект не позволяет определить, в отношении каких видов сделок по поводу недвижимости с участием лиц соответствующей категории предлагается установить разрешительный порядок их заключения; отдельные положения законопроекта неоправданны и не соответствуют существующей системе норм законодательства о международном частном праве; дополнительной проработки требует вопрос о соотношении предлагаемого регулирования с нормами права ВТО; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проектам федеральных законов «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в Российской Федерации», рассмотренным Советом повторно (см. экспертное заключение по проектам федеральных законов «О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 19.11.2012 г., протокол № 112). Совет сделал вывод о том, что законопроекты требуют дополнительной доработки и в представленном виде не могут быть поддержаны. Большинство ранее высказанных Советом замечаний не учтено. В доработанном виде законопроекты вызывают новые замечания, в том числе терминологического характера, замечания, касающиеся сферы применения законопроектов. Предложенные в законопроекте изменения в другие законодательные акты являются неясными и недостаточными; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков), разработанному в целях концентрации в Банке России полномочий по контролю и надзору за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, страховой и микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельности бирж, инвестиционных и пенсионных фондов, а также в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Совет в целом поддержал законопроект, отметив, что некоторые его положения нуждаются в доработке, особенно в части наделения Банка России полномочиями по регулированию гражданских отношений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, Совет на заседании 20 мая принял экспертное заключение по вопросам регулирования гражданско-правового положения некоммерческих организаций. Совет высказал свою позицию о соотношении норм Федерального закона «О некоммерческих организациях» с нормами ГК РФ в части правового регулирования порядка создания и деятельности некоммерческих организаций, а также о необходимости совершенствования законов о некоммерческих организациях; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
В мае 2013 г. Совет путем опроса членов Совета принял экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, внесенных в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации:
1) по проекту федерального закона № 54480-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости», подготовленному ко второму чтению. Совет сделал вывод о том, что законопроект может быть одобрен и рекомендован к принятию только в случае устранения многочисленных замечаний, из которых следует, что неопределенные, неточные и противоречивые положения законопроекта могут породить большое число споров о правах на земельные участки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона № 230578-6 «О внесении изменения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект, направленный на изменение очередности списания денежных средств со счета, является третьим по счету законопроектом, рассмотренным Советом (см. экспертные заключения от 23.04.2012, протокол № 107, и от 24.09.2012, протокол № 110). Совет отметил, что в представленном виде законопроект не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П, согласно которой добровольные перечисления должника не могут иметь приоритет перед обязательными к исполнению платежными документами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым предлагается закрепить существование трех видов вкладов – вклад до востребования, срочный вклад на условиях, предусматривающих право досрочного востребования суммы вклада или ее части, и срочный вклад на условиях, не предусматривающих такого права. Вопрос о «безотзывных вкладах» ранее рассматривался Советом (см. экспертное заключение от 15.11.2010, протокол № 87) и не получил поддержку. Совет не поддержал законопроект и в этот раз, указав на отсутствие в пояснительной записке конкретных экономических доводов, доказательств, фактов, подтверждающих, что введение безотзывных вкладов улучшит положение банков и российской экономики в целом. Кроме того, по мнению Совета, если и допускать возможность конструкции договора «безотзывного вклада», то при этом следует сформулировать предельно ясный перечень оснований, а также порядок и последствия изменения или расторжения этого договора при наступлении чрезвычайных обстоятельств, при существенном нарушении договора банком или при существенном изменении обстоятельств. В представленном виде законопроект ухудшает положение граждан по сравнению с существующим правовым регулированием; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |