Обзор за май 2013 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за май 2013 года

20 мая состоялось очередное, 105-ое, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минфином России и ФМС России.

По законопроектам Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона № 171412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направленному в целом на закрепление инвестиционных проектов, строящихся по модели «аренда под застройку». Совет повторно дал отрицательную оценку предлагаемым нормам (см. заключение от 09.07.2012 по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, протокол № 109), отметив, что они противоречат другим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, имеют серьезные юридико-технические недостатки, нарушают конкурентное равенство хозяйствующих субъектов и не соответствуют современным реалиям развития гражданского законодательства;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленному в целом на предупреждение образования на территории Российской Федерации этнических анклавов и установления контроля иностранными лицами над российской территорией. Совет не поддержал законопроект, поскольку он не обеспечивает достижение этих целей. По мнению Совета, неоправданно распространять предусмотренный законопроектом разрешительный порядок совершения сделок с участием лиц соответствующей категории на все без исключения объекты недвижимости; законопроект не позволяет определить, в отношении каких видов сделок по поводу недвижимости с участием лиц соответствующей категории предлагается установить разрешительный порядок их заключения; отдельные положения законопроекта неоправданны и не соответствуют существующей системе норм законодательства о международном частном праве; дополнительной проработки требует вопрос о соотношении предлагаемого регулирования с нормами права ВТО;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проектам федеральных законов «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в Российской Федерации», рассмотренным Советом повторно (см. экспертное заключение по проектам федеральных законов «О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 19.11.2012 г., протокол № 112). Совет сделал вывод о том, что законопроекты требуют дополнительной доработки и в представленном виде не могут быть поддержаны. Большинство ранее высказанных Советом замечаний не учтено. В доработанном виде законопроекты вызывают новые замечания, в том числе терминологического характера, замечания, касающиеся сферы применения законопроектов. Предложенные в законопроекте изменения в другие законодательные акты являются неясными и недостаточными;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков), разработанному в целях концентрации в Банке России полномочий по контролю и надзору за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, страховой и микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельности бирж, инвестиционных и пенсионных фондов, а также в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Совет в целом поддержал законопроект, отметив, что некоторые его положения нуждаются в доработке, особенно в части наделения Банка России полномочиями по регулированию гражданских отношений;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Кроме того, Совет на заседании 20 мая принял экспертное заключение по вопросам регулирования гражданско-правового положения некоммерческих организаций. Совет высказал свою позицию о соотношении норм Федерального закона «О некоммерческих организациях» с нормами ГК РФ в части правового регулирования порядка создания и деятельности некоммерческих организаций, а также о необходимости совершенствования законов о некоммерческих организациях;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

В мае 2013 г. Совет путем опроса членов Совета принял экспертные заключения по следующим проектам федеральных законов, внесенных в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации:

1) по проекту федерального закона № 54480-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта объектов недвижимости», подготовленному ко второму чтению. Совет сделал вывод о том, что законопроект может быть одобрен и рекомендован к принятию только в случае устранения многочисленных замечаний, из которых следует, что неопределенные, неточные и противоречивые положения законопроекта могут породить большое число споров о правах на земельные участки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона № 230578-6 «О внесении изменения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект, направленный на изменение очередности списания денежных средств со счета, является третьим по счету законопроектом, рассмотренным Советом (см. экспертные заключения от 23.04.2012, протокол № 107, и от 24.09.2012, протокол № 110). Совет отметил, что в представленном виде законопроект не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П, согласно которой добровольные перечисления должника не могут иметь приоритет перед обязательными к исполнению платежными документами;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым предлагается закрепить существование трех видов вкладов – вклад до востребования, срочный вклад на условиях, предусматривающих право досрочного востребования суммы вклада или ее части, и срочный вклад на условиях, не предусматривающих такого права. Вопрос о «безотзывных вкладах» ранее рассматривался Советом (см. экспертное заключение от 15.11.2010, протокол № 87) и не получил поддержку. Совет не поддержал законопроект и в этот раз, указав на отсутствие в пояснительной записке конкретных экономических доводов, доказательств, фактов, подтверждающих, что введение безотзывных вкладов улучшит положение банков и российской экономики в целом. Кроме того, по мнению Совета, если и допускать возможность конструкции договора «безотзывного вклада», то при этом следует сформулировать предельно ясный перечень оснований, а также порядок и последствия изменения или расторжения этого договора при наступлении чрезвычайных обстоятельств, при существенном нарушении договора банком или при существенном изменении обстоятельств. В представленном виде законопроект ухудшает положение граждан по сравнению с существующим правовым регулированием;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?