Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за июль 2014 года
7 июля состоялось очередное, 117-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. На заседании Совета также рассмотрены проект Концепция совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и предложения по совершенствованию указанного законодательства, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Минстроя России, Минфина России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Тверского государственного университета, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и предложениям по совершенствованию указанного законодательства Совет дал положительную оценку идее авторов Концепции о необходимости совершенствования семейного законодательства, восполнения имеющихся в нем пробелов, устранения противоречий между Семейным кодексом РФ и другими актами действующего законодательства. Вместе с тем, Совет отметил и ряд существенных недостатков Концепции и Предложений. Так, авторам Концепции не в полной мере удалось предложить убедительную, теоретически выверенную концепцию общей части СК РФ, учитывающую тенденции и запросы современного российского общества. В результате «основополагающий» характер Концепции во многом сведен к фрагментарным поправкам и уточнениям, а предлагаемые изменения общих положений СК РФ зачастую не имеют достаточного обоснования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту повторно внесенного в Совет федерального закона «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации (их положений)» (см. Экспертное заключение от 23 июня 2014 г. № 131-1/2014). Совет дал отрицательную оценку законопроекту в силу наличия замечаний концептуального характера. Так, Совет повторно обратил внимание на то, что видит недостаток законопроекта в его общем характере, создающем представление о том, что в России, по крайней мере в рамках круга госкорпораций и госкомпаний, существует сектор государственной экономики, функционирующий по принципу «одного кармана». Это, как свидетельствует опыт советского прошлого, может давать серьезные дополнительные аргументы в руки тех, кто за рубежом будет пытаться привлечь одни госкорпорации к ответственности по обязательствам других госкорпораций, включая наложение ареста и обращение взыскания на их имущество; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) проект федерального закона № 319967-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» рекомендован Советом к принятию. При этом Совет обратил внимание на необходимость устранения дублирования содержания нормативных правовых актов, регулирующих вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», направленному на реализацию собственниками жилых помещений права пользования и распоряжения им в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. Совет принял отрицательное заключение в силу того, что как в гражданском, так и в жилищном законодательстве твердо закреплен исключительно важный принцип целевого использования жилых помещений. Согласно этому принципу жилые помещения предназначены для проживания граждан. Установление целевого назначения для жилых помещений и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части наделения государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Совет в целом поддержал законопроект, отметив, что его положения должны быть ограничены изменениями законодательства в части банкротства страховых организаций; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 506941-6 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», предусматривающему уменьшение минимально необходимой среднесписочной численности работников предприятия с 51 до 11 человек. Совет дал отрицательную оценку законопроекту, поскольку в случае его принятия окажется невыполнимым требование данного Закона о том, что один акционер не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |