Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август-сентябрь 2015 года
21 сентября состоялось очередное, 127-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, ФСБ России, Банка России, научных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)». Проект предусматривает приведение Закона об АО и Закона об ООО в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ. Совет не поддержал проект, поскольку он нуждается не только в значительной доработке, но и в концептуальном решении ряда принципиальных вопросов. По мнению Совета, предлагаемые правила недостаточно проработаны, не всегда можно определить сферу применения предлагаемых норм Закона об АО с точки зрения деления акционерных обществ на публичные и непубличные, проект допускает неоправданные различия между положениями Закона об АО и Закона об ООО. Совет высказал ряд замечаний по тексту проекта; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия работников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в уставном капитале работодателей», разработанному с целью улучшить законодательные условия для реализации работодателями – акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью механизма долгосрочной мотивации персонала в виде предоставления возможности участия в своем уставном капитале на определенных условиях. Совет отметил, что предложенное в проекте регулирование вопросов участия работников в уставном капитале ООО несвойственно данному виду юридических лиц, не соответствует ГК РФ и Закону об ООО. На основании этого и других отмеченных в Заключении недостатков Совет пришел к выводу о том, что проект нуждается в доработке; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления». Проект направлен на установление эффективных реабилитационных процедур, в том числе путем отказа от процедуры наблюдения и установления полноценной вариативной реабилитационной процедуры. Совет в целом поддержал концепцию проекта, высказав предложения по его доработке; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов». Совет поддержал предложение о присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Гаагского соглашения, поскольку в результате такого присоединения облегчается процедура подачи заявок на международную регистрацию промышленных образцов, снижаются затраты их разработчиков на получение максимально широкой охраны в мировом масштабе. В то же время Совет не одобрил проект, поскольку он нуждается в существенной переработке, так как содержит избыточное регулирование и некорректные формулировки, которые на практике могут приводить к неверному толкованию положений ГК РФ и международного договора; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым предлагается в целях предотвращения неправомерного использования персональных данных правообладателей недвижимого имущества закрыть доступ к этим данным всем, кроме компетентных органов и должностных лиц. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку открытость данных реестра является основополагающим принципом оборота недвижимости; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела», которым предусмотрено исключить требование о ежегодном обязательном актуарном оценивании деятельности страховых организаций, осуществляющих только обязательное медицинское страхование (не поддержано Советом), а также предлагается снять запрет на заключение в электронной форме договоров пенсионного страхования и страхования жизни с условием периодических страховых выплат и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика (поддержано Советом при условии защиты интересов страхователей (застрахованных лиц)); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», предусматривающему главным образом внесение уточняющих изменений в указанный закон. Совет в целом поддержал проект, высказав по нему ряд принципиальных замечаний (сужение круга лиц, имеющих право на получение страхового возмещения; допустимость одностороннего отказа страховщика от договора обязательного страхования ответственности перевозчика в случае неуплаты страхователем очередного страхового взноса; расширение круга обстоятельств, при которых выгодоприобретатели не вправе обратиться за получением страхового возмещения и др.) и замечаний, носящих юридико-технический характер; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», предусматривающему размещение в местах получения кредита информации о повышенных рисках заемщика, получающего доходы в валюте, отличной от валюты кредита (займа). Совет поддержал проект, предложив при этом пути повышения его эффективности; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», посвященному обмену информацией между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и Банком России, а также уточнению в связи с этим положений о банковской и аудиторской тайне. Совет поддержал проект без замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона № 811894-6 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», отражающему наличие в составе Российской Федерации новых субъектов (Республики Крым и города федерального значения Севастополя) и их статус. Совет поддержал проект без замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |