Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за ноябрь 2015 года
16 ноября состоялось очередное, 129-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Минприроды России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, Росреестра, ФАС России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 24 ноября 2014 г. № 136-1/2014). Совет, оценив проект в пределах своей компетенции, сделал вывод о том, что проект заслуживает одобрения при условии доработки его положений: об определении места жительства подопечного при назначении нескольких опекунов или попечителей; об ограничении или лишении гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, права самостоятельно распоряжаться своими доходами; о совместном исполнении функций опекуна, попечителя несколькими лицами; об определении судьбы имущества подопечного; устранения иных замечаний, в том числе юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет в принципе поддержан проект, но только при условии его дальнейшей доработки с учетом высказанных замечаний. В их числе: предусмотреть в проекте меры ответственности пользователей земельных участков и меры контроля за их надлежащим использованием; четко определить механизм предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Российской Федерации; устранение несогласованности в предусмотренном проектом специальном порядке утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с жалобой граждан В.А. Князик и П.Н. Пузырина»), предусматривающему изменение места в структуре законов о регистрации недвижимости положений, регулирующих порядок выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение. Совет в целом согласился с предложенными изменениями, высказав одновременно мнение о необходимости продолжить работу над проектом с тем, чтобы более четко и полно урегулировать отношения, касающиеся порядка выплаты компенсации за утраченное жилье. При этом Совет отметил, что порядок выплаты компенсации по-прежнему остается неурегулированным. Проект должен определять, в течение какого периода времени, к какому органу и на основании каких документов следует обращаться за выплатой компенсации; в течение какого срока должна быть выплачена эта компенсация; каковы последствия возможной невыплаты этой компенсации; можно ли обратиться за соответствующей компенсацией, если взыскание по исполнительному листу уже производилось, но было прекращено впоследствии и т.д.; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и совершенствовании национальной процедуры государственной регистрации», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 21 сентября 2015 г. № 145-4/2015). Совет поддержал проект при условии его доработки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 817991-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему решение проблемы негативного влияния на малый бизнес государственных и муниципальных предприятий, основным видом деятельности которых является сдача государственного и муниципального имущества в аренду, что подрывает конкуренцию. Совет в целом поддержал проект поправок с учетом замечаний: отсутствие в законе критериев, на основании которых антимонопольный орган должен давать согласие на создание унитарного предприятия; неточное определение предложенного основания ликвидации унитарного предприятия; необходимость проработки вопроса о мерах по ограничению создания и сохранения предприятий муниципальными образованиями в конкурентных сферах экономической деятельности (см. также Экспертное заключение от 22 сентября 2014 г. № 133-4/2014); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 891088-6 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о распространении действия названных в его заглавии норм, посвященных особому порядку расторжения договоров, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов недвижимости, а также договоров аренды земельных участков, на всю территорию Российской Федерации, а не только на территорию городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совет сделал вывод о том, что проект не может быть рекомендован для принятия в первом чтении по соображениям концептуального характера. По мнению Совета, проблема оформления отношений по возведению зданий на земельных участках, не принадлежащих застройщику, может быть решена не с помощью установления специальных оснований и порядка расторжения договора под застройку (так называемых инвестиционных договоров), в том числе договоров аренды земельных участков для целей строительства, а путем закрепления в законодательстве надлежащего специального гражданско-правового механизма, предназначенного для юридического оформления отношений по возведению зданий на чужих земельных участках, — ограниченного вещного права застройки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов», направленному на более четкое и прозрачное регулирование структуры расходов негосударственных пенсионных фондов. Совет в целом поддержал проект, высказав замечание по вопросу порядка возмещения убытков (неполученной прибыли) в случае нарушения фондом обязанности организовать управление средствами пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации», подготовленному в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 2 июня 2015 г. № 12-П. Совет в целом поддержал проект, обратив внимание на то, что проект не устраняет в полной мере правовую неопределенность регулирования отношений по возмещению государству как публичному собственнику вреда, причиненного лесам; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленному на упрощение и повышение эффективности механизмов, способствующих дальнейшему развитию рынка секьюритизации жилищных кредитов. Совет поддержал проект, обратив при этом внимание на то, что проект, снижая риски для ипотечного агента, создаваемого в форме общества с ограниченной ответственностью, увеличивает их для специализированных обществ, не являющихся ипотечными агентами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона № 811754-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Совет поддержал проект, отметит при этом, что он не в полной мере соответствует целям его принятия и названию; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
11) по проекту федерального закона № 47538-6/11 «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленному с целью регулирования отношений, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам и с определением принадлежности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении этих контрактов. Совет поддержал проект, предложив уточнить редакции предлагаемых норм; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, на заседании 16 ноября Совет рассмотрел запрос Министерства юстиции Российской Федерации о применении на территории Республики Крым и города Севастополь норм, регулирующих наследственные отношения. с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |