Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь-февраль 2016 года
8 февраля состоялось очередное, 131-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, Банка России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 13.07.2015 № 144-1/2015). Совет не поддержал проект в новой редакции, указав на многочисленные замечания в отношении предусмотренных им положений о фонде, общем имуществе супругов, совместном завещании супругов, исполнении завещания, наследственном договоре, доверительном управлении наследственным имуществом; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 42 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему принципиальные изменения в регулировании синдицированного кредита и технического учета залоговых прав кредиторов. Рассмотрев проект повторно (см. Экспертное заключение от 22.06.2015 № 143-2/2015), Совет пришел к выводу о том, что проект нуждается в дальнейшей доработке поскольку он продолжает вызывать многочисленные замечания. В их числе: отсутствие обоснования необходимости включения в ГК РФ нормы о синдицированном кредите; неправомерное допущение установления в кредитном договоре обусловленности между возвратом суммы кредита заемщиком — кредитной организацией и возвратом ей суммы кредита третьим лицом (конечным заемщиком), которому такая организация передала кредит; наличие императивного правила о применении к синдикату кредиторов по договору синдицированного кредита норм главы 9.1 ГК РФ; отсутствие обязанности информировать заемщика по его требованию о текущем составе кредиторов и их долях участия в синдицированном кредите; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 939349-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры лицензирования страхового дела). Совет пришел к выводу о том, что проект нуждается в доработке в части предусмотренного им порядка государственной регистрации страховых организаций. По мнению Совета, необходимо включить в проект нормы о возможности обжалования в судебном порядке решений органа страхового надзора при осуществлении им полномочий в процессе государственной регистрации страховых организаций и выдачи лицензии, а также устранить отмеченные в заключении юридико-технические недостатки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 928614-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения норм ряда федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Совет поддержал проект с учетом высказанных замечаний в отношении предусмотренных им изменений законодательства в части порядка принятия решений органами саморегулируемой организации, возможности назначения Банком России временного руководителя саморегулируемой организации, взаимодействия саморегулируемых организаций и Банка России; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона № 928356-6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о регулировании деятельности финансовых консультантов). Совет не поддержал проект прежде всего в связи с отсутствием оснований для введения в гражданское законодательство дополнительной разновидности договора – договора финансового консультирования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Совет не поддержал проект, поскольку он направлен не на совершенствование процедуры кадастровой оценки, а на вызывающее серьезные сомнения перераспределение функции по осуществлению оценки — изъятие этой функции у профессиональных оценщиков и передачу ее бюджетным учреждениям, а также имеет другие многочисленные недостатки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)», по которому Совет ранее принимал экспертные заключения от 22.09.2014 № 133-3/2014 и 22.06.2015 № 143-5/2015. Совет поддержал проект лишь в части заявленной цели его разработки — совершенствование и уточнение соответствующих институтов в свете изменений ГК РФ. По остальной части проекта, в том числе изменяющей баланс интересов различных групп акционеров и участников обществ, Совет высказал многочисленные замечания; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части погашения требований кредиторов второй очереди третьим лицом), по которому Совет ранее давал замечания (см. Экспертное заключение от 30.09.2013 № 121-8/2013). Совет поддержал проект с учетом необходимости его доработки по изложенным в экспертном заключении замечаниям, в том числе о предоставлении лицу, погасившему задолженности перед кредиторами второй очереди, возможности получить требование (по его выбору) не второй, а третьей очереди, чтобы такой кредитор мог голосовать ими на собрании кредиторов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона № 895685-6 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (уточнение правил наследования коммориентами), которым предлагается определять время открытия наследства не днем, а моментом смерти, если этот момент можно установить (смерть, наступившая в медицинской организации в присутствии медицинского персонала, гибель в катастрофе, момент которой точно известен и т.п.). Совет не поддержал проект, поскольку определение времени открытия наследства не днем, а моментом смерти, приведет не только к более несправедливой ситуации, чем при действующем регулировании, но и к нарушению конституционного принципа равенства. По мнению Совета, отсутствуют веские аргументы для предложенного в проекте изменения закона, регулирующего отношения, касающихся интересов миллионов граждан; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
10) по проекту федерального закона № 927051-6 «О внесении изменений в статью 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об исключении участника из автономной некоммерческой организации). Совет пришел к выводу о необходимости изменения проекта, поскольку он необоснованно предусматривает исключение лица из состава учредителей автономной некоммерческой организации непосредственно по единогласному решению остающихся учредителей с потенциальной последующей возможностью обжалования этого решения исключенным в судебном порядке. По мнению Совета, исключение учредителя должно осуществляться лишь по решению суда по иску самой некоммерческой организации, который может быть предъявлен ею при наличии единогласного решения всех остающихся учредителей; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
11) по проекту федерального закона № 939502-6 «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части изменения оснований и порядка принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта). Совет не поддержал проект, поскольку его принятие в качестве закона не обосновано. Совет указал на то, что закрепление в законе исчерпывающего перечня оснований отказа заказчика от исполнения контракта может существенным образом нарушить права и охраняемые законом интересы заказчика; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
12) по проекту федерального закона «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов». Совет поддержал проект. При этом Совет отметил, что в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения не требуется внесение изменений в часть четвертую ГК РФ (см. экспертные заключения от 21.09.2015 № 145-4/2015 и 16.11.2015 № 147-5/2015). с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
28 января 2016 г. Совет совместно с Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации провел V международную научно-практическую конференцию «Гражданское право: наука, законы, правосудие. Итоги года».
В ходе конференции обсуждены результаты экспертной работы Совета в 2015 году, а также вопросы реформирования Гражданского кодекса Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие члены Совета, представители научных и образовательных учреждений, органов государственной власти.
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |