Обзор за январь-февраль 2016 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь-февраль 2016 года

8 февраля состоялось очередное, 131-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, Банка России, научных и иных организаций.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона № 801269-6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования наследственного права), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 13.07.2015 № 144-1/2015). Совет не поддержал проект в новой редакции, указав на многочисленные замечания в отношении предусмотренных им положений о фонде, общем имуществе супругов, совместном завещании супругов, исполнении завещания, наследственном договоре, доверительном управлении наследственным имуществом;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 42 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему принципиальные изменения в регулировании синдицированного кредита и технического учета залоговых прав кредиторов. Рассмотрев проект повторно (см. Экспертное заключение от 22.06.2015 № 143-2/2015), Совет пришел к выводу о том, что проект нуждается в дальнейшей доработке поскольку он продолжает вызывать многочисленные замечания. В их числе: отсутствие обоснования необходимости включения в ГК РФ нормы о синдицированном кредите; неправомерное допущение установления в кредитном договоре обусловленности между возвратом суммы кредита заемщиком — кредитной организацией и возвратом ей суммы кредита третьим лицом (конечным заемщиком), которому такая организация передала кредит; наличие императивного правила о применении к синдикату кредиторов по договору синдицированного кредита норм главы 9.1 ГК РФ; отсутствие обязанности информировать заемщика по его требованию о текущем составе кредиторов и их долях участия в синдицированном кредите;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона № 939349-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры лицензирования страхового дела). Совет пришел к выводу о том, что проект нуждается в доработке в части предусмотренного им порядка государственной регистрации страховых организаций. По мнению Совета, необходимо включить в проект нормы о возможности обжалования в судебном порядке решений органа страхового надзора при осуществлении им полномочий в процессе государственной регистрации страховых организаций и выдачи лицензии, а также устранить отмеченные в заключении юридико-технические недостатки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 928614-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения норм ряда федеральных законов в соответствие с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Совет поддержал проект с учетом высказанных замечаний в отношении предусмотренных им изменений законодательства в части порядка принятия решений органами саморегулируемой организации, возможности назначения Банком России временного руководителя саморегулируемой организации, взаимодействия саморегулируемых организаций и Банка России;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона № 928356-6 «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о регулировании деятельности финансовых консультантов). Совет не поддержал проект прежде всего в связи с отсутствием оснований для введения в гражданское законодательство дополнительной разновидности договора – договора финансового консультирования;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Совет не поддержал проект, поскольку он направлен не на совершенствование процедуры кадастровой оценки, а на вызывающее серьезные сомнения перераспределение функции по осуществлению оценки — изъятие этой функции у профессиональных оценщиков и передачу ее бюджетным учреждениям, а также имеет другие многочисленные недостатки;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)», по которому Совет ранее принимал экспертные заключения от 22.09.2014 № 133-3/2014 и 22.06.2015 № 143-5/2015. Совет поддержал проект лишь в части заявленной цели его разработки — совершенствование и уточнение соответствующих институтов в свете изменений ГК РФ. По остальной части проекта, в том числе изменяющей баланс интересов различных групп акционеров и участников обществ, Совет высказал многочисленные замечания;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части погашения требований кредиторов второй очереди третьим лицом), по которому Совет ранее давал замечания (см. Экспертное заключение от 30.09.2013 № 121-8/2013). Совет поддержал проект с учетом необходимости его доработки по изложенным в экспертном заключении замечаниям, в том числе о предоставлении лицу, погасившему задолженности перед кредиторами второй очереди, возможности получить требование (по его выбору) не второй, а третьей очереди, чтобы такой кредитор мог голосовать ими на собрании кредиторов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона № 895685-6 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (уточнение правил наследования коммориентами), которым предлагается определять время открытия наследства не днем, а моментом смерти, если этот момент можно установить (смерть, наступившая в медицинской организации в присутствии медицинского персонала, гибель в катастрофе, момент которой точно известен и т.п.). Совет не поддержал проект, поскольку определение времени открытия наследства не днем, а моментом смерти, приведет не только к более несправедливой ситуации, чем при действующем регулировании, но и к нарушению конституционного принципа равенства. По мнению Совета, отсутствуют веские аргументы для предложенного в проекте изменения закона, регулирующего отношения, касающихся интересов миллионов граждан;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
10) по проекту федерального закона № 927051-6 «О внесении изменений в статью 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об исключении участника из автономной некоммерческой организации). Совет пришел к выводу о необходимости изменения проекта, поскольку он необоснованно предусматривает исключение лица из состава учредителей автономной некоммерческой организации непосредственно по единогласному решению остающихся учредителей с потенциальной последующей возможностью обжалования этого решения исключенным в судебном порядке. По мнению Совета, исключение учредителя должно осуществляться лишь по решению суда по иску самой некоммерческой организации, который может быть предъявлен ею при наличии единогласного решения всех остающихся учредителей;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
11) по проекту федерального закона № 939502-6 «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части изменения оснований и порядка принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта). Совет не поддержал проект, поскольку его принятие в качестве закона не обосновано. Совет указал на то, что закрепление в законе исчерпывающего перечня оснований отказа заказчика от исполнения контракта может существенным образом нарушить права и охраняемые законом интересы заказчика;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
12) по проекту федерального закона «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов». Совет поддержал проект. При этом Совет отметил, что в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения не требуется внесение изменений в часть четвертую ГК РФ (см. экспертные заключения от 21.09.2015 № 145-4/2015 и 16.11.2015 № 147-5/2015).
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

28 января 2016 г. Совет совместно с Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации провел V международную научно-практическую конференцию «Гражданское право: наука, законы, правосудие. Итоги года».
В ходе конференции обсуждены результаты экспертной работы Совета в 2015 году, а также вопросы реформирования Гражданского кодекса Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие члены Совета, представители научных и образовательных учреждений, органов государственной власти.

Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?