Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август-сентябрь 2016 года
5 сентября состоялось очередное, 138-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также постановление Законодательного Собрания Иркутской области.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхоза России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр», касающемуся ранее обсужденной Советом проблематики так называемого «публичного сервитута» (см. Экспертное заключение от 09.07.2012). Совет не поддержал проект по соображениям концептуального характера. Положения Проекта о «публичном сервитуте» практически игнорируют интересы собственника, могут привести к нарушению части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации. Процедура установления такого сервитута не только возвращает законодательство к временам господства в нем административно-командной системы, но и создает предпосылки для масштабных коррупционных проявлений. Кроме того, Совет выявил и другие, не затрагивающие режим «публичного сервитута» недостатки проекта; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 112 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», посвященному устранению несоответствия сведений в государственном кадастре недвижимости и государственном лесном реестре. Совет пришел к выводу о том, что проект может быть одобрен только при условии доработки. В представленном виде проект содержит положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, положения, создающие условия для коррупции, и положения, расходящиеся с другими законопроектами того же разработчика; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 г.». Совет не поддержал проект поправок, как содержащий концептуально необоснованный подход, предполагающий весьма существенные изменения действующего законодательства в результате терминологической замены понятия «категория» земель понятием «зона» (см. также Экспертное заключение от 23.12.2013 № 125-4/2016 по данному законопроекту); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в части регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них). Совет оценил проект как весьма неполный, не определяющий соотношение вводимой им «регистрации» с «государственной регистрацией прав на имущество». Проект не решает вопрос о том, к какому виду имуществ относятся искусственные острова, установки и сооружения – являются они недвижимостью или движимыми вещами; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования». Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку в пояснительной записке к нему отсутствует обоснование необходимости предлагаемого законодательного регулирования, в том числе введения обязательного саморегулирования в указанной сфере. Проект в целом ряде положений необоснованно расходится с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует правилам юридической техники; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) на постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 30 июня 2016 г. № 40/21-ЗС «Об обращении Законодательного Собрания Иркутской области к Федеральному Собранию Российской Федерации, Совету при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере отлова и содержания безнадзорных животных». Совет признал актуальными затронутые в Постановлении вопросы, однако Постановление не поддержал, в том числе по соображениям концептуального характера (в нем не определены критерии отличия одичавшего животного от домашнего; ошибочно предлагается снизить срок для приобретения права собственности на безнадзорных домашних животных и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», представленному в Совет в третий раз (см. Экспертные заключения от 25.11.2013 № 123-7/2013 и 22.12.2014 № 137-6/2014). Совет, поддерживая проект, в заключении отметил, что ранее высказанные замечания в целом учтены, а также рекомендовал устранить недостатки, касающиеся названия проекта, и избыточной нормы о торгах; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части предоставления члену совета директоров акционерного общества доступа к документам и информации общества и подконтрольных обществу юридических лиц)». Совет поддержал проект, признав при этом, что он нуждается в доработке. В частности следует: исключить отдельные избыточные положения; определить подведомственность споров об отказе в предоставлении информации; подробно урегулировать порядок предоставления информации; снабдить проект переходными положениями и др.; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленному на изменение порядка предоставления сведений о филиалах и представительствах иностранных юридических лиц. Совет поддержал проект, предложив его доработать с точки зрения юридической техники. с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
X X X
26 сентября состоялось очередное, 139-е, заседание Совета, на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Банка России, МВД России, Минпромторга России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, Росфинмониторинга, Минюста России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)». Совет поддержал проект с учетом ряда замечаний. В их числе: необходимость обоснования замены административного порядка установления факта списания денежных средств без согласия плательщика судебным; определение четкого и ясного порядка защиты прав каждого участника процесса перечисления денежных средств; установление справедливого по отношению к плательщику регулирования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
|
2) по проекту федерального закона «О перевозках пассажиров и багажа гужевым транспортом и верховой езде в городских поселениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет не поддержал проект по соображениям принципиального характера (не обоснована необходимость принятия данного закона; отсутствие необходимости в подробном регулировании перевозки гужевым транспортом; нецелесообразность разработки отдельных предусмотренных проектом подзаконных актов и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
|
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 3936 Земельного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)». Совет признал, что поставленная перед проектом цель заслуживает одобрения, однако уровень концептуальной, юридико-технической и эмпирической проработки предлагаемых Проектом решений делают эту цель труднодостижимой. По мнению Совета, недостатками проекта являются: обособление регулирования отношений по поводу размещения и использования торговых объектов в Законе, исключение их из-под действия Земельного кодекса и в значительной мере из-под действия Гражданского кодекса Российской Федерации; предлагаемое регулирование договора «на размещение» не позволяет определить, к какому типу договора относится данный договор; несоответствие определенных положений проекта Конституции Российской Федерации; отсутствие обоснования предусмотренных проектом правил и др.; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
|
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», посвященному вопросам размещения сведений о государственных и муниципальных учреждениях на сайте в сети «Интернет». Совет поддержал проект с учетом следующих замечаний: отсутствие необходимости внесения одинаковых норм в два закона; нет четкого разграничения ответственности между субъектами за размещение соответствующей информации; несовершенство проекта с точки зрения использованной терминологии. с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |