Обзор за август-сентябрь 2016 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за август-сентябрь 2016 года

5 сентября состоялось очередное, 138-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также постановление Законодательного Собрания Иркутской области.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхоза России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр», касающемуся ранее обсужденной Советом проблематики так называемого «публичного сервитута» (см. Экспертное заключение от 09.07.2012). Совет не поддержал проект по соображениям концептуального характера. Положения Проекта о «публичном сервитуте» практически игнорируют интересы собственника, могут привести к нарушению части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации. Процедура установления такого сервитута не только возвращает законодательство к временам господства в нем административно-командной системы, но и создает предпосылки для масштабных коррупционных проявлений. Кроме того, Совет выявил и другие, не затрагивающие режим «публичного сервитута» недостатки проекта;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 112 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», посвященному устранению несоответствия сведений в государственном кадастре недвижимости и государственном лесном реестре. Совет пришел к выводу о том, что проект может быть одобрен только при условии доработки. В представленном виде проект содержит положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, положения, создающие условия для коррупции, и положения, расходящиеся с другими законопроектами того же разработчика;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 г.». Совет не поддержал проект поправок, как содержащий концептуально необоснованный подход, предполагающий весьма существенные изменения действующего законодательства в результате терминологической замены понятия «категория» земель понятием «зона» (см. также Экспертное заключение от 23.12.2013 № 125-4/2016 по данному законопроекту);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в части регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них). Совет оценил проект как весьма неполный, не определяющий соотношение вводимой им «регистрации» с «государственной регистрацией прав на имущество». Проект не решает вопрос о том, к какому виду имуществ относятся искусственные острова, установки и сооружения – являются они недвижимостью или движимыми вещами;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования». Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку в пояснительной записке к нему отсутствует обоснование необходимости предлагаемого законодательного регулирования, в том числе введения обязательного саморегулирования в указанной сфере. Проект в целом ряде положений необоснованно расходится с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует правилам юридической техники;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) на постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 30 июня 2016 г. № 40/21-ЗС «Об обращении Законодательного Собрания Иркутской области к Федеральному Собранию Российской Федерации, Совету при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере отлова и содержания безнадзорных животных». Совет признал актуальными затронутые в Постановлении вопросы, однако Постановление не поддержал, в том числе по соображениям концептуального характера (в нем не определены критерии отличия одичавшего животного от домашнего; ошибочно предлагается снизить срок для приобретения права собственности на безнадзорных домашних животных и пр.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», представленному в Совет в третий раз (см. Экспертные заключения от 25.11.2013 № 123-7/2013 и 22.12.2014 № 137-6/2014). Совет, поддерживая проект, в заключении отметил, что ранее высказанные замечания в целом учтены, а также рекомендовал устранить недостатки, касающиеся названия проекта, и избыточной нормы о торгах;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части предоставления члену совета директоров акционерного общества доступа к документам и информации общества и подконтрольных обществу юридических лиц)». Совет поддержал проект, признав при этом, что он нуждается в доработке. В частности следует: исключить отдельные избыточные положения; определить подведомственность споров об отказе в предоставлении информации; подробно урегулировать порядок предоставления информации; снабдить проект переходными положениями и др.;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленному на изменение порядка предоставления сведений о филиалах и представительствах иностранных юридических лиц. Совет поддержал проект, предложив его доработать с точки зрения юридической техники.
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.




X X X



26 сентября состоялось очередное, 139-е, заседание Совета, на котором рассмотрены проекты федеральных законов, внесенные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации.

В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Банка России, МВД России, Минпромторга России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, Росфинмониторинга, Минюста России, научных и иных организаций.

Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)». Совет поддержал проект с учетом ряда замечаний. В их числе: необходимость обоснования замены административного порядка установления факта списания денежных средств без согласия плательщика судебным; определение четкого и ясного порядка защиты прав каждого участника процесса перечисления денежных средств; установление справедливого по отношению к плательщику регулирования;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О перевозках пассажиров и багажа гужевым транспортом и верховой езде в городских поселениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет не поддержал проект по соображениям принципиального характера (не обоснована необходимость принятия данного закона; отсутствие необходимости в подробном регулировании перевозки гужевым транспортом; нецелесообразность разработки отдельных предусмотренных проектом подзаконных актов и пр.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 3936 Земельного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)». Совет признал, что поставленная перед проектом цель заслуживает одобрения, однако уровень концептуальной, юридико-технической и эмпирической проработки предлагаемых Проектом решений делают эту цель труднодостижимой. По мнению Совета, недостатками проекта являются: обособление регулирования отношений по поводу размещения и использования торговых объектов в Законе, исключение их из-под действия Земельного кодекса и в значительной мере из-под действия Гражданского кодекса Российской Федерации; предлагаемое регулирование договора «на размещение» не позволяет определить, к какому типу договора относится данный договор; несоответствие определенных положений проекта Конституции Российской Федерации; отсутствие обоснования предусмотренных проектом правил и др.;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», посвященному вопросам размещения сведений о государственных и муниципальных учреждениях на сайте в сети «Интернет». Совет поддержал проект с учетом следующих замечаний: отсутствие необходимости внесения одинаковых норм в два закона; нет четкого разграничения ответственности между субъектами за размещение соответствующей информации; несовершенство проекта с точки зрения использованной терминологии.
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Обзор подготовлен
Исследовательским центром частного права

имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?