Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за январь 2017 года
23 января состоялось очередное, 143-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфина России, Минюста России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)», ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 4 июля 2016 г. № 155-3/2016). Совет поддержал проект с учетом замечаний. В их числе: необходимость устранить смешение и отождествление понятий «учредители» и «участники (члены)» некоммерческой организации, включить в проект положения о порядке расчета стоимости чистых активов некоммерческой организации; необходимость изменить отдельные положения проекта, посвященные содержанию устава некоммерческой организации и полномочиям ее органов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)», ранее рассмотренному и поддержанному Советом с учетом замечаний (см. Экспертное заключение от 17 октября 2016 г. №158-1/2016). Совет не поддержал проект в новой редакции, поскольку он несправедливо исключает возможность получения гражданами компенсации в тех случаях, в которых получение такой компенсации было возможно в соответствии с предыдущей редакцией Проекта. с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту закона города Севастополя «О размещении инженерных сооружений», посвященному регулированию «публичных сервитутов». Совет дал отрицательную оценку проекту, указав на серьезные негативные последствия, которые наступят с внедрением «публичного сервитута», одно из них – разрушение институтов права собственности и юридической защиты права собственности; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 г.». Совет не поддержал проект, отметив, что он не учитывает концептуальные замечания, сформулированные в экспертных заключениях Совета от 23 декабря 2013 г. № 125-4/2013 и 5 сентября 2016 г. № 156-3/2016, а также требует более глубокого концептуального обоснования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наследования выморочного имущества», предусматривающему установление в качестве наследников выморочного имущества муниципальных образований или городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 21 апреля 2014 г. № 129-8/2014). Совет поддержал проект, отметив редакционные замечания, указав на неправильное исключение упоминания Российской Федерации из числа субъектов, которым необходима выдача свидетельства о праве на наследство при переходе выморочного имущества. Кроме того, Совет отметил необходимость разработки механизма поступления в федеральную собственность в составе выморочного имущества предметов, представляющих культурную либо историческую ценность, а также процедуры выявления выморочного имущества; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части уменьшения суммы банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту), ранее рассмотренному Советом (см. Экспертное заключение от 14 ноября 2016 г. № 159-1/2016). Совет отметил, что проект в новой редакции не может быть поддержан, поскольку он не учитывает замечания и предложения Совета. В доработанной части проект также вызывает замечания, в том числе в связи с созданием неоправданных ограничений свободы воли сторон договора, нарушением принципа равенства прав участников оборота; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части включения в контракт условия о выплате авансовых платежей). Совет в целом поддержал проект, указав при этом, что пояснительная записка не содержит каких-либо пояснений к тексту проекта, проект содержит избыточные правила, отдельные положения проекта создают неоправданные ограничения свободы воли сторон договора, нарушают принцип равенства прав участников оборота; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части предоставления миноритарным акционерам – владельцам обыкновенных акций преимущественного права приобретения привилегированных акций). Совет поддержал проект, высказав отдельные замечания (о необходимости доработки проекта путем внесения в него положений, закрепляющих преимущественное право акционеров – владельцев привилегированных акций одних типов на приобретение впервые выпускаемых привилегированных акций других типов; о необходимости согласовать нормы данного Закона с положением, определяющим круг вопросов, при решении которых на общем собрании акционеров указанные акционеры получают право голоса); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 206 и 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части уточнения порядка расчета процентов по вознаграждению арбитражного управляющего и очередности удовлетворения требований кредиторов) принято положительное заключение; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
X X X
II. 25 января 2017 года в Москве состоялась Шестая ежегодная международная научно-практическая конференция «Гражданское право России. Итоги года», организованная и проведенная Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации совместно с Советом. На конференции подведены итоги работы Совета в 2016 году. В частности, обсуждены доклады членов Совета: председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенинникова, Министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова, советника Президента Российской Федерации В.Ф.Яковлева.
Материалы для участников конференции.
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |