Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за октябрь 2018 года
12 октября состоялось очередное, 160-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минфина России, Минсельхоза России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», направленному на введение в ГК РФ самостоятельного объекта интеллектуальных прав – географического указания. Совет концептуально поддержал проект, вместе с тем признал, что он нуждается в доработке при подготовке ко второму чтению. В частности, следует точно определить соотношение географических указаний с наименованиями мест происхождения товаров и место данных объектов среди других средств индивидуализации в главе 76 ГК РФ; уточнить предложенные формулировки; продумать уровень и иерархию нормативных актов в отношении географических указаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1275 Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающему предоставление библиотеками доступа к экземпляру печатного издания в электронной форме. Совет не поддержал проект, признал его нуждающимся в доработке. По мнению Совета, принятие проекта в качестве федерального закона может привести к нарушению интересов авторов и их правопреемников (прежде всего наследников), а также издательств, выпускающих в свет соответствующие печатные издания. В связи с этим в проекте следует уточнить понятие «помещение библиотеки (архива)», чтобы исключить возможность его чрезмерно широкой и произвольной трактовки, а также перечислить все действия, являющиеся способами использования произведения; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части обеспечения возможности предоставления принудительной лицензии для производства запатентованных лекарственных препаратов для последующего экспорта в рамках реализации норм Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 184-ФЗ «О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Совет не поддержал проект, признал его нуждающимся в доработке. Совет признал нецелесообразным предложенный в проекте (наряду с существующим судебным) административный порядок предоставления принудительной лицензии, поскольку такой порядок не может в полной мере обеспечивать баланс публичных интересов и интересов правообладателей. Кроме того, проект не разграничивает случаи и условия применения судебного или административного порядка, не решает вопрос о возможности обжалования соответствующего решения федерального правительства. Проект ошибочно допускает возможность его широкого толкования и выдачи разрешений для производства любых лекарственных средств в целях их последующего экспорта; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 509085-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему введение нецентрализованной системы водоотведения. Совет не поддержал проект в связи концептуальными замечаниями. В их числе: необоснованное введение обязательного заключения договора между лицом, осуществляющим сброс сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, и организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в сооружения, предназначенные для приема сточных вод; ошибочность положений, регулирующих случаи компенсации ущерба при негативном воздействии на централизованную систему водоотведения сточных вод, принятых от абонента, предложенных в проекте наряду с сохранением права организации, осуществляющей водоотведение, на компенсацию полной стоимости «ущерба централизованной системе водоотведения»; отсутствие оснований для сохранения субсидиарной ответственности собственника объекта, подключенного к централизованным системам, по обязательству по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в случае передачи объекта во владение или пользование третьему лицу; отсутствие обоснования для введения административной ответственности за неисполнение гражданско-правового обязательства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части деятельности филиалов иностранных страховщиков). Совет поддержал Проект с учетом высказанных принципиальных замечаний (необходимо установить особенности режима специального счета, используемого для размещения гарантийного депозита филиала иностранного страховщика; установить срок для исполнения иностранным страховщиком обязанности восполнить средства филиала, необходимые для исполнения возникших обязательств; требует дополнительного обсуждения целесообразность введения требований, которым должен соответствовать российский страховщик (страховой брокер), желающий открыть филиал на территории иностранного государства; необходимо пересмотреть правила проекта о рассмотрении споров) и замечаний юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 548974-7 «О внесении изменений в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации», согласно которому право на получение алиментов должны иметь члены семьи – женщины, достигшие возраста пятидесяти пяти лет, и мужчины, достигшие возраста шестидесяти лет. Совет поддержал проект, предложив внести в него уточняющие изменения; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части особенностей создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов). Совет не поддержал проект в связи с отсутствием необходимости в его принятии; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части определения размера требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций). Совет поддержал проект, указав на целесообразность разработки комплексного проекта федерального закона, в котором были бы исключены все упоминания о минимальном размере оплаты труда из положений федерального законодательства, не связанных с вопросами оплаты труда и социальных правоотношений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |