Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за ноябрь-декабрь 2018 года
1 ноября состоялось очередное, 161-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, рассмотренные Советом по собственной инициативе.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минстроя России, Минтранса России, Минтруда России, Минфина России, Минэкономразвития России, Росморречфлота, Росимущества, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц». Совет в целом поддержал проект, предложив сформулировать поправки в Кодекс в виде отсылочных норм; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части наследования выморочного имущества» и «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части наследования выморочного имущества», рассмотренных Советом ранее в иных редакциях (см. экспертные заключения от 21 апреля 2014 г. № 129-8/2014 и 23 января 2017 г. № 161-5/2017). Совет не поддержал проекты, поскольку они не решают насущную проблему наследования выморочного имущества – создание механизмов выявления и охраны выморочного имущества, а также своевременной передачи такого имущества соответствующему публично-правовому образованию; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий». Совет поддержал проект с учетом высказанных замечаний. В их числе: отсутствие оснований ограничивать право на возмещение убытков, причиненных экспертной организацией, реальным ущербом; необоснованность проведения негосударственной экспертизы только на основании договора об оказании услуг; отсутствие определенности некоторых предлагаемых правил; отсутствие единой терминологии, ее громоздкость; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления требований к банковским гарантиям. Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку он не соответствует положениям ГК РФ; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов». Совет поддержал проект, отметив отсутствие оснований для исключения из Воздушного кодекса РФ положения о допустимости возложения на лицо, претендующее на получение лицензии, обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», посвященному повышению эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию. Совет признал проект нуждающимся в доработке по замечаниям, изложенным в Экспертном заключении Совета от 04.05.2018 № 176/оп-1/2018, а также указал на новое замечание по проекту в части определения страховых тарифов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 554798-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных видов рыболовства». Совет дал отрицательную оценку проекту, указав на его многочисленные недостатки (неправильно раскрывается термин «любительское рыболовство»; декларируется не нуждающееся в этом право граждан свободно и бесплатно заниматься любительским рыболовством на водных объектах общего пользования; вместо указания на обладание определенными правами описываются действия граждан; отдельные нормы страдают неопределенностью, ограничивают свободу договора, являются излишними и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части гражданского оборота объектов речного порта). Совет не поддержал проект в части, касающейся приватизации имущества речных портов, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Проект продолжает выстраивать режим обязанностей собственника имущества речного порта по внутренне противоречивой модели, смешивая разнородные элементы регулирования, свойственные публичной обязанности и гражданско-правовому договорному обязательству, что неизбежно приведет к множеству судебных споров, которые не смогут быть разрешены на основе закона; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
* * * |
29 ноября состоялось очередное, 162-е,
заседание Совета, на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минприроды России, Минпросвещения России, Минэкономразвития России, Роспатента, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 13 ноября 2017 г. № 170-1/2017) проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», предусматривающему предоставление возможности подачи документов в электронной форме с простой электронной подписью заявителя, выдачу патентов и свидетельств в виде электронных документов, а также предоставление возможности подачи наряду с чертежами или изображениями, входящими в материалы заявки, трехмерных моделей регистрируемых объектов в электронной форме. Совет поддержал проект при условии его доработки и учета высказанных замечаний (проект не распространяется на пункт 4 статьи 1246 ГК РФ, касающийся юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений; недостаточное обоснование в пояснительной записке использования простой, а не усиленной квалифицированной электронной подписи; неоправданное исключение возможности для заявителя получить патент или свидетельство на бумажном носителе; необходимость указания в проекте конкретных трехмерных моделей, которые будут включаться в материалы заявки); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 288750-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 10 апреля 2018 г. Совет поддержал проект при условии учета высказанных замечаний. В их числе: значительный объем поправок после рассмотрения проекта в первом чтении не соответствует принятой законодательной процедуре; предлагаемые правила о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр не соответствуют пунктам 1 и 5 статьи 447 ГК РФ, их применение может привести к нарушениям законодательства о защите конкуренции, необоснованному установлению дополнительных ограничений допуска юридических лиц с участием иностранных инвесторов к участию в аукционах; нечеткость и сложность для понимания многих формулировок проекта); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 23 апреля 2018 г. № 175-5/2018). Совет не поддержал проект, поскольку он требует существенной переработки и подлежит рассмотрению Советом повторно после учета замечаний. Из проекта невозможно понять, как будут сосуществовать два института: акции и цифровые права на акции. Проект не решает задачу описания правового режима инструментов, которые создаются уже сейчас с использованием цифровых технологий. По мнению Совета, содержание проекта по-прежнему вызывает ряд других существенных замечаний (понятие «цифровые финансовые активы» определено противоречиво, а понятие «цифровые права» не определено; предметом проекта является весьма широкий и потому неопределенный круг отношений; вызывает возражение придание цифровой формы долям в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (в части исключения финансового органа как субъекта, наделенного полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании движимой вещи, изъятой федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией, бесхозяйной). Совет признал проект нуждающимся в доработке, поскольку отсутствие в статье 290 ГПК РФ указания на то, какому заявителю будет предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти, бесхозяйной приведет к неопределенности содержания положения этой статьи; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части защиты прав и интересов несовершеннолетних» и «О внесении изменения в статью 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (см. экспертные заключения от 7 февраля 2011 г. (протокол № 90), от 8 июля 2013 г. № 120-2/2013, от 28 мая 2018 г. № 177-4/2018). Совет не поддержал проекты, поскольку изменяемые ими нормы не нуждаются в изменении; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в статьи 55 и 67 Семейного кодекса Российской Федерации» (в связи с постановлением Европейского Суда по правам человека от 16 июля 2015 г.) и «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 55 и 67 Семейного кодекса Российской Федерации». Совет в целом поддержал концепцию первого проекта, отметив необходимость расширения круга лиц, имеющих право общаться с ребенком, указал при этом на недостаточную проработку вопроса об ограничении этого круга; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (в части требований к усыновителям). Совет в целом поддержал проект, отметив необходимость его дополнительного обоснования; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 226 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части замены указания на минимальный размер оплаты труда определенной денежной суммой). Совет поддержал проект, с учетом необходимости его обоснования и рекомендовал его разработчикам подготовить дополнительно комплексный законопроект федерального закона, с помощью которого были бы исключены все упоминания о минимальном размере оплаты труда из положений федерального законодательства, не связанных с вопросами оплаты труда и социальных отношений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |