Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за апрель 2018 года
23 апреля состоялось очередное, 156-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой.
В заседании приняли участие представители Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минфина России, Минэкономразвития России, ФАС России, научных и иных организаций. Совет принял экспертные заключения:
1) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации» (о создании правового режима единого объекта недвижимости). Совет поддержал идею постепенного отказа от модели множественности объектов недвижимости в пользу принципа единого объекта недвижимости. В то же время Совет высказал многочисленные замечания по проектам как общего характера, так и замечания по отдельным положениям, и сделал общий вывод, что проекты требуют серьезной доработки; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах). Совет не поддержал проект по концептуальным причинам. С одной стороны, «цифровое право» по проекту дублирует традиционное право, с другой стороны, проект необоснованно сужает понятие «цифрового права»; концептуально неверная трактовка прав в электронной форме приводит к нарушению принципиальных положений гражданского права; отдельные положения являются избыточными, некоторые – противоречат Конституции Российской Федерации. Серьезные замечания вызывают положения проекта о «цифровых деньгах», о письменной форме сделок, понятии обязательства, об услугах по предоставлению информации, о базах данных; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)», рассмотренному Советом повторно (см. экспертные заключения от 21 сентября 2015 г. № 145-1/2015 и 4 июля 2016 г. № 155-2/2016). Совет вновь не поддержал проект, поскольку он нуждается не только в значительной доработке, но и в концептуальном решении ряда принципиальных вопросов. Помимо ранее высказанных и неучтенных замечаний Совета, в Экспертном заключении сделаны новые дополнительные замечания и предложения; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 388113-7 «Об основах национализации в Российской Федерации». Совет не поддержал проект, высказав принципиальные замечания. В их числе: существование предложенного закона необоснованно, его принятие может повлечь отрицательные последствия для экономики; закон не является актом прямого действия; неудачно определены основания национализации, перечень объектов, которые могут быть национализированы; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». Совет не поддержал проект в связи с концептуальными недостатками (положения проекта в области гражданского законодательства не имеют самостоятельного предмета регулирования, противоречат ГК РФ; сомнительна целесообразность предложенного регулирования; проект необоснованно ограничивает оборот цифровых финансовых активов и др.).; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является усовершенствование системы расчета платы за услуги автовокзалов и автостанций, связанные с перевозками пассажиров автобусами. Совет повторно дал отрицательную оценку проекту (см. Экспертное заключение от 26 июня 2017 г. № 166-3/2017) в связи с необоснованностью предлагаемых правил, а также отметил, что принятие проекта в качестве закона приведет к неоправданному возложению на пассажиров дополнительных расходов помимо платы за проезд; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 198171-7 «О внесении изменения в статью 1252 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о компенсации за нарушение исключительного права). Совет поддержал проект, предложив внести в него уточняющие изменения, направленные на недопущение необоснованного ограничения возможности правообладателей в получении компенсации (см. также Экспертное заключение от 17 апреля 2017 г. № 164-6/2017); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации» (уточнение оснований для выдачи разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя Правительством Российской Федерации). Совет дал отрицательную оценку проекту в связи с содержащимся в нем избыточным правовым регулированием; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (в части оптимизации предоставления в электронной форме услуг органов ЗАГС и обеспечения максимально удобного для лиц, вступающих в брак, способа подачи заявления) – без замечаний; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |