Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за май 2018 года
28 мая состоялось очередное, 157-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Минобрнауки России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, ФНС России, Банка России, научных и иных организаций. Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 451522-7 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», посвященному совместным завещаниям и наследственным договорам. Совет не поддержал проект, в том числе по причинам недостаточной концептуальной обоснованности. По мнению Совета, предлагаемые правила об общем имуществе супругов могут породить неопределенность в правоприменительной практике; описание содержания совместного завещания страдает неясностью; проект фрагментарно регулирует наследственный договор, его положения о предмете наследственного договора и ряд других положений содержат неясные и неопределенные нормы (см. также экспертные заключения от 13 июля 2015 г. № 144-1/2015, 8 февраля 2016 г. № 149-1/2016, 17 апреля 2017 г. № 164-1/2017); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части определения места нахождения и адреса юридического лица). Совет не поддержал проект, высказав ряд существенных замечаний. В их числе: идея проекта о возможности использовать адрес отделения почтовой связи в качестве адреса постоянно действующего органа вновь создаваемого юридического лица не соответствует ГК РФ (абзац второй пункта 3 статьи 54); непроработанность предлагаемых норм (не предусмотрены последствия изменения адреса почтового отделения или его ликвидации для определения места регистрации юридического лица, а также последствия изменения адреса физического лица; не определено влияние предлагаемых изменений на законодательство о некоммерческих организациях); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)». Совет не поддержал проект, поскольку он содержит ряд внутренних структурных недостатков, предлагает избыточные нормы, потребность в которых сомнительна; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», предусматривающему отнесение к лицам, которые могут иметь заинтересованность в совершаемой обществом сделке, подконтрольных лиц. Совет поддержал проект, отметив необходимость прекращения работы над параллельным законопроектом (см. Экспертное заключение от 4 мая 2018 г. № 176/оп-5/2018); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан при отчуждении жилого помещения, в котором они проживают». Совет не поддержал проекты в представленной редакции в силу отсутствия в них целостной и непротиворечивой концепции (см. также экспертные заключения от 7 февраля 2011 г. № 1 и 8 июля 2013 г. № 120-2/2013); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (в части снятия ограничений на оборот недвижимого имущества ОАО «РЖД», приобретенного с даты вступления в силу законопроекта). По мнению Совета, проект требует прежде всего очень серьезного экономического обоснования и существенной юридико-технической доработки. При этом принципиальная оценка предлагаемых в проекте решений не относится к компетенции Совета; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части защиты интересов граждан, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик, связанных с предоставлением ипотечного кредита (займа)). Совет дал отрицательную оценку проекту. Совет признал необоснованным предложение о предоставлении микрофинансовым организациям и сельскохозяйственным кооперативам права выдачи ипотечных займов. Проект не определяет организации, которые будут наделены правом выдачи таких займов, поэтому он не позволяет защитить граждан от ненадлежащих кредиторов по договорам ипотечных займов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона № 396056-7 «О внесении изменений в статьи 235 и 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части дополнения перечня оснований принудительного изъятия земельного участка у собственника). Совет не поддержал проект, поскольку предлагаемые изменения будут способствовать созданию зависимости текста ГК РФ от содержания иных нормативных актов, носят юридико-технический характер; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона № 428309-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о государственной регистрации промышленных образцов). Совет критически оценил пояснительную записку, а также не поддержал проект, отметив, что необходимость его принятия в качестве закона не является очевидной; принятие проекта приведет к более серьезным последствиям, чем планировалось; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Кроме того, 4 мая Совет принял опросным путем экспертные заключения по законопроектам, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минфином России и Минэкономразвития России:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части повышения эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию). Совет признал проект нуждающимся в доработке, отметив ряд его недостатков (неудачное определение страхователя; предложение об увеличении страховых сумм по ОСАГО может привести к замене добровольного вида страхования обязательным, что ограничит право страхователя заключить в добровольном порядке договор страхования ответственности на условиях, которые его устраивают; неудачное регулирование порядка определения страховых тарифов; неверные правила об установлении ограничения ответственности страховщиков за нарушение обязанностей по выплате страхового возмещения либо направлению мотивированного отказа и пр.); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями» (поддержан Советом) и «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности» (признан не относящимся к компетенции Совета); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части установления единого срока вступления в силу федеральных законов, которыми вносятся изменения в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Совет не поддержал проект, поскольку необходимость его принятия не обоснована, некоторые правила являются избыточными; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 376788-7 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги». Совет не поддержал проект, поскольку его принятие приведет к необоснованному ограничению объема правоспособности автономных некоммерческих организаций; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», посвященному устранению допущенной при совершенствовании законодательства о хозяйственных обществах ошибки: к лицам, которые могут иметь заинтересованность в совершаемой обществом сделке, были отнесены контролирующие лица и ошибочно не были отнесены лица, им подконтрольные. Совет поддержал проект; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |