Обзор за май 2018 года - Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при Президенте РФ

Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за май 2018 года

28 мая состоялось очередное, 157-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.

В заседании приняли участие представители Минобрнауки России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, ФНС России, Банка России, научных и иных организаций. Совет принял экспертные заключения:

1) по проекту федерального закона № 451522-7 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», посвященному совместным завещаниям и наследственным договорам. Совет не поддержал проект, в том числе по причинам недостаточной концептуальной обоснованности. По мнению Совета, предлагаемые правила об общем имуществе супругов могут породить неопределенность в правоприменительной практике; описание содержания совместного завещания страдает неясностью; проект фрагментарно регулирует наследственный договор, его положения о предмете наследственного договора и ряд других положений содержат неясные и неопределенные нормы (см. также экспертные заключения от 13 июля 2015 г. № 144-1/2015, 8 февраля 2016 г. № 149-1/2016, 17 апреля 2017 г. № 164-1/2017);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части определения места нахождения и адреса юридического лица). Совет не поддержал проект, высказав ряд существенных замечаний. В их числе: идея проекта о возможности использовать адрес отделения почтовой связи в качестве адреса постоянно действующего органа вновь создаваемого юридического лица не соответствует ГК РФ (абзац второй пункта 3 статьи 54); непроработанность предлагаемых норм (не предусмотрены последствия изменения адреса почтового отделения или его ликвидации для определения места регистрации юридического лица, а также последствия изменения адреса физического лица; не определено влияние предлагаемых изменений на законодательство о некоммерческих организациях);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)». Совет не поддержал проект, поскольку он содержит ряд внутренних структурных недостатков, предлагает избыточные нормы, потребность в которых сомнительна;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», предусматривающему отнесение к лицам, которые могут иметь заинтересованность в совершаемой обществом сделке, подконтрольных лиц. Совет поддержал проект, отметив необходимость прекращения работы над параллельным законопроектом (см. Экспертное заключение от 4 мая 2018 г. № 176/оп-5/2018);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проектам федеральных законов «О внесении изменения в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан при отчуждении жилого помещения, в котором они проживают». Совет не поддержал проекты в представленной редакции в силу отсутствия в них целостной и непротиворечивой концепции (см. также экспертные заключения от 7 февраля 2011 г. № 1 и 8 июля 2013 г. № 120-2/2013);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (в части снятия ограничений на оборот недвижимого имущества ОАО «РЖД», приобретенного с даты вступления в силу законопроекта). По мнению Совета, проект требует прежде всего очень серьезного экономического обоснования и существенной юридико-технической доработки. При этом принципиальная оценка предлагаемых в проекте решений не относится к компетенции Совета;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части защиты интересов граждан, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик, связанных с предоставлением ипотечного кредита (займа)). Совет дал отрицательную оценку проекту. Совет признал необоснованным предложение о предоставлении микрофинансовым организациям и сельскохозяйственным кооперативам права выдачи ипотечных займов. Проект не определяет организации, которые будут наделены правом выдачи таких займов, поэтому он не позволяет защитить граждан от ненадлежащих кредиторов по договорам ипотечных займов;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
8) по проекту федерального закона № 396056-7 «О внесении изменений в статьи 235 и 285 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части дополнения перечня оснований принудительного изъятия земельного участка у собственника). Совет не поддержал проект, поскольку предлагаемые изменения будут способствовать созданию зависимости текста ГК РФ от содержания иных нормативных актов, носят юридико-технический характер;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
9) по проекту федерального закона № 428309-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о государственной регистрации промышленных образцов). Совет критически оценил пояснительную записку, а также не поддержал проект, отметив, что необходимость его принятия в качестве закона не является очевидной; принятие проекта приведет к более серьезным последствиям, чем планировалось;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.

Кроме того, 4 мая Совет принял опросным путем экспертные заключения по законопроектам, направленным в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Минфином России и Минэкономразвития России:

1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в части повышения эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию). Совет признал проект нуждающимся в доработке, отметив ряд его недостатков (неудачное определение страхователя; предложение об увеличении страховых сумм по ОСАГО может привести к замене добровольного вида страхования обязательным, что ограничит право страхователя заключить в добровольном порядке договор страхования ответственности на условиях, которые его устраивают; неудачное регулирование порядка определения страховых тарифов; неверные правила об установлении ограничения ответственности страховщиков за нарушение обязанностей по выплате страхового возмещения либо направлению мотивированного отказа и пр.);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями» (поддержан Советом) и «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности» (признан не относящимся к компетенции Совета);
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
3) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части установления единого срока вступления в силу федеральных законов, которыми вносятся изменения в законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Совет не поддержал проект, поскольку необходимость его принятия не обоснована, некоторые правила являются избыточными;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
4) по проекту федерального закона № 376788-7 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги». Совет не поддержал проект, поскольку его принятие приведет к необоснованному ограничению объема правоспособности автономных некоммерческих организаций;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», посвященному устранению допущенной при совершенствовании законодательства о хозяйственных обществах ошибки: к лицам, которые могут иметь заинтересованность в совершаемой обществом сделке, были отнесены контролирующие лица и ошибочно не были отнесены лица, им подконтрольные. Совет поддержал проект;
с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь.
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации
ОПОВЕСТИТЬ
 
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА ИМЕНИ С.С. АЛЕКСЕЕВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытка входа...
Инструкция по регистрации

Забыли пароль?