Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за июнь 2018 года
25 июня состоялось очередное, 158-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, рассмотренные Советом по собственной инициативе.
В заседании приняли участие представители Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, Роспатента, ФНС России, Банка России, научных и иных организаций. Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона № 381903-7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (по вопросу оборота долей в праве общей собственности на жилое помещение). Совет не поддержал проект в связи с наличием возражений концептуального характера, в их числе: проект нельзя рассматривать в отрыве от проекта федерального закона № 381883-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», который возвращен субъекту права законодательной инициативы по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации; предусмотренное регулирование противоречит подходам, сложившимся в области гражданского права; не может быть одобрено предлагаемое преобразование общей долевой собственности в собственность совместную. В экспертном заключении Совет высказал также многочисленные замечания к содержанию проекта; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (об упрощении процедуры государственной регистрации), рассмотренному Советом повторно после доработки проекта (см. Экспертное заключение от 28 мая 2018 г. № 177-2/2018). Совет вновь дал отрицательную оценку проекту. Совет, в частности, отметил, что указание в качестве адреса постоянно действующего органа вновь создаваемого юридического лица адреса отделения почтовой связи не соответствует ГК РФ (абзац второй пункта 3 статьи 54); использование адреса отделения почтовой связи может привести к внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 434182-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части осуществления физическим лицом отдельных видов предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Совет не поддержал проект в связи с отсутствием необходимости его принятия в качестве федерального закона; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона № 433157-7 «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совет рекомендовал проект к принятию, отметив отдельные недостатки (см. также Экспертное заключение от 17 июля 2017 г. № 167-2/2017); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения информационного поиска и экспертизы заявки по существу при государственной регистрации изобретений и полезных моделей). Совет не поддержал проект в связи с необходимостью его серьезной доработки в части правил об оказании государственных услуг; в части включения в ГК РФ положений, которые не могут быть включены в ГК РФ, в том числе положений отражающих существующую схему взаимодействия Роспатента с подведомственным ему ФГБУ «ФИПС» (см. также Экспертное заключение от 6 июня 2016 г. № 154-3/2016); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 433947-7 «О внесении изменения в статью 1298 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия» (о переходе в общественное достояние произведения, созданного по государственному контракту). Совет не поддержал проект, так как он содержит серьезные концептуальные просчеты, противоречит существу авторско-правовой охраны, интересам стабильности гражданского оборота, а также части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона № 433880-7 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о переходе объектов авторских и смежных прав в общественное достояние). Совет принял отрицательное заключение в связи с тем, что проект не продуман концептуально и противоречит интересам стабильности гражданского оборота, а также части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регламентации процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, введения принципа общности кредитных потребительских кооперативов и совершенствования информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов) (поддержан Советом с учетом замечаний) и «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (признан не относящимся к компетенции Совета). По мнению Совета, число заключаемых договоров не является критерием для ограничения деятельности потребительского кооператива, не являющегося кредитным кооперативом; проект не дает ответы на вопросы, связанные с возможностью участия представителя Банка России в общем собрании членов кредитного кооператива; проект неудачно определяет принцип общности членов кредитного кооператива (пайщиков); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
9) по проекту федерального закона № 275099-7 «О внесении изменения в статью 123.16. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)». Совет не поддержал проект, поскольку предложенная им замена терминов может привести на практике к проблемам системного толкования нормы указанной статьи ГК РФ и норм статей 217 и 395 Налогового кодекса Российской Федерации; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |