Обзор деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за июль – сентябрь 2018 года
3 сентября состоялось очередное, 159-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, направленные в Совет Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой охраны Российской Федерации, а также проект федерального закона, рассмотренный Советом по собственной инициативе.
В заседании приняли участие представители Минздрава России, Минтранса России, Минфина России, ФАС России, ФСО России.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему уточнение режима совместной собственности супругов при приобретении имущества военнослужащим, проходящим военную службы по контракту, за счет средств накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС). Совет не поддержал проект по соображениям концептуального характера: проект создает необоснованное исключение из режима общей совместной собственности для одной из социальных групп, ставит супругов военнослужащих в заведомо неблагоприятное положение по сравнению с супругами иных лиц; предлагаемые изменения исключают возможность учета судами конкретных обстоятельств дела при разделе средств НИС и приобретенных на такие средства жилых помещений; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», разработанным в целях актуализации положений российского законодательства в области транспортной экспедиции, защиты государственных интересов на рынке транспортно-экспедиционных услуг, обеспечения своевременной и сохранной доставки грузов. Совет не поддержал проекты в связи с концептуальными недостатками: отсутствие четкого и ясного обоснования необходимости принятия проектов; предлагаемые нормы не являются для законодательства новыми, проекты противоречат ГК РФ, необоснованно ограничивают свободу участников гражданского оборота при определении условий договора транспортной экспедиции; отсутствие необходимости в предлагаемых нормах о реестре экспедиторов и профессиональном объединении экспедиторов; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона № 555658-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации)» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами)». Совет поддержал проект при условии устранения предложенного ограничения правоспособности юридических лиц и внутреннего противоречия; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», направленному на уточнение порядка перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на новый срок без проведения торгов (без замечаний); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и в статьи 15, 26 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», разработанному в целях установления правовой определенности деятельности страховых агентов, страховых брокеров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», повышения качества предоставляемых ими услуг, совершенствования контроля за их деятельностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Совет поддержал проект, отметив необходимость установить правовые последствия несоблюдения предлагаемых в нем правил, устранить замечания юридико-технического характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона № 492235-7 «О внесении изменений в статьи 846, 859 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования процедур заключения и расторжения договора банковского счета)». Совет позитивно отметил направленность проекта на защиту интересов клиентов банка, однако проект не поддержал по соображениям принципиального характера (установление единого срока, в течение которого банк должен принять решение о заключении договора банковского счета или об отказе в заключении договора, не представляется возможным; возлагать на банк обязанность предоставить клиенту мотивированный отказ от заключения договора банковского счета нецелесообразно); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
7) по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части раскрытия и предоставления информации системообразующими предприятиями), признав его нуждающимся в доработке в связи с непоследовательностью и противоречивостью предлагаемых правил, необходимостью учета новейшего законодательства; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
8) по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», предусматривающему изменения в определении стоимости акции и размера уставного капитала (без замечаний); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |