Обзор деятельности Совета при Президенте Российской
Федерации по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства
за апрель 2019 года
18 апреля состоялось очередное, 166-е, заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет), на котором рассмотрены проекты федеральных законов, проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, направленные в Совет Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, а также рассмотренный Советом по собственной инициативе проект поправок к законопроекту.
В заседании приняли участие представители Государственной Думы, Администрации Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минюста России, научных и иных организаций.
Совет принял экспертные заключения:
1) по проекту постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Совет отметил высокую степень и качество проработанности проекта, его чрезвычайную важность для установления единства судебной практики по целому ряду спорных вопросов. По тексту Проекта Совет высказал незначительные замечания в основном редакционного характера; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
2) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления особенностей государственного кадастрового учета, кадастровых работ, государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых составляют государственную тайну). Совет не одобрил проекты по соображениям концептуального характера (изменение пункта 1 статьи 131 ГК РФ носит общий характер, что противоречит узкой задаче проектов; без регистрации прав лиц, имеющих правомочия в отношении объектов, окажется невозможным применение гражданско-правового регулирования); с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
3) по проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Богатырева»). Совет дал отрицательную оценку проекту, поскольку в проекте искажены задачи, поставленные Конституционным Судом Российской Федерации перед законодателем; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
4) по проектам федеральных законов «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям» и «О внесении изменений в статью 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям». Совет признал проекты нуждающимися в доработке. Совет возразил относительно признания территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации, а также высказал ряд существенных замечаний по предложенному регулированию правового положения ТОС; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
5) по проекту поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», внесенному членами Совета Федерации Г.Н.Кареловой, А.А.Клишасом, В.А.Тюльпановым и другими, принятому Государственной Думой в первом чтении 7 июня 2016 г. Совет признал проект поправок нуждающимся в доработке. Предложил закрепить в законодательстве общие требования к организациям, в которые могут быть помещены совершеннолетние подопечные, а также решить в законодательстве вопрос об основаниях ответственности организаций, в которые помещаются граждане, за причиненный подопечным имущественный и нематериальный вред. Совет не поддержал идею неограниченного числа опекунов (попечителей) у одного и того же человека, высказал серьезные замечания относительно соглашения соопекунов как об основании законного представительства подопечного. Совет не поддержал подход, в силу которого полномочие по законному представительству возлагается на организации, где гражданин не пребывает; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
6) по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части установления требований к банковским гарантиям), рассмотренному Советом повторно (см. Экспертное заключение от 1 ноября 2018 г. № 181-4/2018). Совет не поддержал проект, поскольку большая часть ранее высказанных замечаний, в том числе принципиального характера, не учтена и сохраняет свою актуальность; с Экспертным заключением Совета вы можете ознакомиться здесь. |
Обзор подготовлен Исследовательским центром частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации |